Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


26 грудня 2011

Где место журналистики в социальных медиа?

Facebook Twitter LiveJournal

“Привнесение наших журналистских ценностей в эту среду, которая захватила воображение миллионов, - это один из самых многообещающих имеющихся у нас способов обслуживания этих интересов.”

Если наш интерес к социальным медиа прежде всего состоит в том, как их использовать в качестве "инструментов" журналистики, мы рискуем неправильно их понять. Социальные медиа не просто инструменты, а, скорее, океан, в котором мы будем плавать — по меньшей мере, пока не наступит следующая глава цифровой революции. На что нам следует обратить внимание – это как мы будем играть роли, которые привнесут журналистские ценности на эту обширную территорию социальных медиа.

Важно начать с понимания разных сайтов социальных медиа и того, как они могут улучшить работу журналистов. Отличный способ сделать это – регулярное прочтение таких сайтов, как 10000words.net и savethemedia.com. Но как нам выйти за пределы ознакомления с этим миром и действительно понять, как "использовать" его в журналистике, что требует понимания его характера и воздействия на участников и на общественную жизнь?

Что означает для журналистов, например, то, что люди в большой мере получают и формируют свою информацию настолько иначе, чем они делали раньше? В июне, когда я села в самолет, возвращаясь с собрания Национальной ассоциации испаноязычных журналистов, молодая женщина выкрикнула: “Майкл Джексон умер!” С помощью своего iPhone я набрала в поиске Google “Майкл Джексон умер”. Появилось несколько сообщений — все довольно старые. Было очень много слухов о смерти. Поэтому я проверила Twitter и нашла сообщение TMZ, вызывающее некоторую долю скептицизма в твитах. Я перешла на Los Angeles Times, где Джексон был все еще в коме. Потом самолет улетел. Только когда я приземлилась, я получила подтверждение, которое так жаждала узнать: газета Times цитировала коронера.

А что было бы, если бы сайт TMZ цитировал коронера? Остановилась бы я на этом?

Это вызывает вопросы о том, что означает проверка в этот век  социальных медиа. И какова роль журналистики в том, чтобы удостовериться, что информация проверена? Меня поражает, что большинство людей заботится не о том, кто публикует новости (или чаще слухи) первым в наши дни, а о том, есть ли у сайтов, которым они доверяют, эти  новости прямо сейчас, когда они этого хотят. Сейчас, как мы все знаем, новости и информация должны быть на платформе, которую мы проверяем в любом месте, где находимся.

Быть в определенном месте и быть точным – вот как привносится журналистская достоверность в океан социальных медиа. Однако многие традиционные СМИ отстали в проведении этого "двойного удара". Наряду с тем, что уже установлено, что всегда будет нужна надежная проверка, еще нужно лучше понять, как люди ищут новости и информацию и как они учатся посредством использования социальных медиа.

Недавно мы с Джоном Брэкеном из Фонда Макартуров говорили о процессе, с помощью которого онлайновое сообщество или группа усваивает событие и приходит к его пониманию в режиме реального времени. Это происходит среди друзей на Facebook или людей, твиты которых мы отслеживаем, или людей, создающих новые записи о событиях в Wikipedia. Вопрос, который стоит задать, состоит в том, где находится место журналистики в этой быстро растущей и постоянно меняющейся экосистеме социальных медиа и цифровых СМИ.

Во время июньской конференции “За пределами вещания 09”, которая проводилась в Школе журналистики Анненберг Университета Южной Калифорнии, разговоры касались многих тем - от информационных потребностей сообществ до демократизации языка изложения онлайновых материалов, от сохранения редакционного качества до возможности диалога и будущего коммунальных СМИ. Каждая обсуждаемая тема была важна для будущего журналистики. Однако за эти три дня, которые мы провели вместе, я ни разу не услышала ни от кого слова "журналистика". Оттуда я поехала на конференцию в MIT, где основной темой были “гражданские СМИ”. Во многих этих ситуациях я обнаружила, что использую термин “информация в общественных интересах”. Несмотря на то, что во всех этих случаях могут быть очевидны многие журналистские ценности и практики, сам термин отсутствует.


Страница Дженевы Оверхолсер на Facebook.

Журналистика: Недостающий компонент

Я не предполагаю, что журналистика, как слово, понятие и искусство, ушла или больше не важна. Я говорю, что те из нас, кто основывается на том, что мы считаем этически правильным и граждански важным способом сбора и распространения информации, должны найти способ участвовать  в этих разговорах, независимо от того, что мы называем разговорами или как мы называем себя. Наша задача состоит в том, чтобы следить за общественными интересами. Привнесение наших журналистских ценностей в эту среду, которая захватила воображение миллионов, - это один из самых многообещающих имеющихся у нас способов обслуживания этих интересов.

Слишком часто, видимо, те из нас, кто участвовал в создании сообщества посредством нашей журналистики, кажется, становятся в позицию "как они посмели?” по отношению к тем, кто создает сообщества посредством социальных медиа. Мы должны покончить с этим. Люди сейчас имеют значительно большее влияние как потребители и оформители новостей. Чем менее громко журналисты будут приветствовать это развитие, тем дальше позади мы будем оставаться, пока не исчезнем за ненадобностью.

Точность, пропорциональность и честность, как освященные веками журналистские ценности, стоит принять тем, кто общается в социальных сетях. Полезным также был бы журналистский (хотя и несовершенный) акцент на включении широкого диапазона голосов. Такие же крутые, как многие эти социальные сети, они могут быть чрезвычайно ограниченными. Понаблюдайте за широко распространенными дискуссиями на Twitter о месте назначения журналистики, которые часто заполнены больше хвастовством, чем содержательностью, которым не хватает как исторического, так и международного контекста, но полно голословных утверждений: Если вся сеть говорит о демократизации, как же все в дискуссиях кажутся 19-летними привилегированными мужчинами?

В учебной аудитории

Наконец, как мы привнесем социальные медиа в высшее образование? До настоящего времени мы в Анненберг делали это фрагментарно, приглашая людей провести ряд семинаров для студентов и факультета. У нас в течение всего года проходили регулярные обсуждения с новаторами в области цифровых медиа. Одна проблема, конечно, состоит в том, что уровень понимания и положительного опыта людей не совпадает. Кроме того, когда студентами, изучающими социальные медиа, являются 18-летние, большинство уже хорошо плавает в этих водах. Однако им тоже нужно осваивать — и практиковать — новые способности, необходимые им теперь, когда они будут плавать там как журналисты.

Крайне важно объединение вопросов, проблем и инструментов в ежедневных обсуждениях в аудиториях. Когда рассматривается журналистская этика, в этом обсуждении должны присутствовать геополитические последствия роли социальных сетей. На занятиях, посвященных предпринимательской журналистике, в обсуждение должен быть вплетен вопрос о том, как журналисты справляются со своим личным участием в социальных сетях. Наряду с этим должно пройти обсуждение того, как они будут выделяться в будущем, когда, вероятно, будет много независимой деятельности.

В Анненберг мы сейчас привлекли новаторов и обозревателей в области цифровых медиа - Эндрю Лих, автор “Революции Wikipedia”, Роберт Эрнандес, разработавший графическое представление веб-сайта газеты The Seattle Times, и Генри Дженкинс, руководивший программой Сравнительных исследований СМИ в MIT. Используя их умение вплетать свой опыт и знания в наши учебные планы, мы знаем, что социальные медиа станут неотъемлемой частью того, что преподают на наших занятиях по журналистике. Также должны продолжаться своевременные обсуждения новых примеров влияния социальных медиа на журналистику и наоборот.

Высшее журналистское образование должно сыграть еще одну важную роль. Это естественное место для глубокого анализа и исследований по изучению воздействия социальных медиа на обучение, обработку информации и на гражданский диалог. Поскольку журналисты приходят к пониманию характера и ценности сбора и передачи информации через различные социальные сети, они будут не только более эффективно действовать в этом новом и жизненно важном мире. Они также будут улучшать перспективы долгосрочного выживания журналистики.

Дженева Оверхолсер, лауреат премии Nieman Fellowship 1986 года, директор Школы журналистики Анненберг Университета Южной Калифорнии.

Оригинал публикации

Редактура, перевод: Редакторский портал




Коментарі

Додати коментар