|
|
24 червня 2009
Деэволюция журналистики
Во-первых, на медийных рынках обостряется конкуренция за рекламу, аудиторию и бюджетное финансирование, – и финансово-экономический кризис эти процессы ускоряет.
Не факт, что «невидимая рука рынка» расчищает поле для качественной журналистики. Сорняки растут быстро и живут долго.
Второй серьезный фактор – усиление давления власти, собственников и учредителей СМИ. Можно было надеяться, что кризис переключит внимание власти с прессы на экономические проблемы, но пока происходит обратное.
Общаясь с коллегами в регионах, мы слышим, что власть, опасаясь паники, нарастания социальной напряженности, предпринимает усилия, чтобы медиаконтент подвергался еще более жесткому контролю.
Явление, которое отмечается сегодня чуть ли не повсеместно, пожалуй, не имеет аналогов — полосы местных газет в печать подписывают не редакторы, а мэры, либо их помощники.
Третье - катастрофическое падение квалификации кадров, низкая мотивация к обучению. Рост числа СМИ обратно пропорционален качеству журналистики.
Мы знаем не понаслышке о профессиональных качествах выпускников профильных учебных заведений, но даже журналистов той «выпечки», что выпускают наши вузы, не хватает для элементарного заполнения всех вакансий в редакциях. По крайней мере, так было до кризиса.
Сегодня общество разъедается "безлюдными технологиями", расползающимися по кабинетам власти, общественным организациям, редакциям. Гигантское число проектов и структур, осваивают бюджеты и занимаются исключительно собой, закрываясь от визитов и просьб.
Мы растеряли то, что было в советские времена – гигантскую читательскую почту, доверие людей – и, наверное, не приобрели чего-то иного.
Самый сильный удар наша журналистика наносит себя сама, пренебрегая инновациями. Многие коллеги, особенно в регионах, видят в новых средствах коммуникации не рабочий инструмент,а дорогую и бесполезную игрушку.
Один пример, редактор крепкой местной газеты из Пермского края призналась: «Нам сегодня не до Интернета, этим надо было заниматься вчера или, может быть … завтра, сейчас денег нет».
Дело не в деньгах. Это проявление ключевой тенденции: паралелльная жизнь двух миров: традиционных СМИ и новых медиа, которые жадно поглощают все самое динамичное, активное и общественно-значимое.
Печально то, что журналистика, которой мы привыкли гордиться, не перетекает автоматически из одного сосуда в другой.
Пропасть между социально-ответственными профессионалами в традиционных медиа и активной аудиторией все шире.
Какие основные тренды сопутствуют новым медиа? Прежде всего, - User Conent Generation (производство контента аудиторией), это понятие, которое трансформирует нашу работу в любом медиаформате.
С одной стороны, это угроза для сообщества. Сегодня в Америке и Европе издатели увольняют журналистов, потому что выгоднее публиковать контент, произведенный непрофессионалами. Эту драматичную ситуацию пределельно четко очертил Джим Бумелла, президент Международной Федерации Журналистов.
С другой стороны, в нашей стране, не избалованной публичным обсуждением повестки дня, привлечение массовой аудитории к авторству может стать спасением для традиционных СМИ.
Меняется мир, меняется образ потребления, в том числе, - информации. Аудитория фрагментируется, и новые проекты все активнее направлены на персонализацию, на формирование контента для конкретных людей и групп.
Новые медиа становятся похожими на универсальный магазин, работающий 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
Потребитель может получить информацию, развлечения, общение именно тогда, когда это удобно ему, когда появляется свободное время. Традиционные СМИ, например, газеты, привязывают читателя к месту и времени в силу технологии производства.
Стираются грани между рабочим и личным временем как у журналистов, так и у аудитории – и это должно менять наши приемы.
Я до сих пор не видел ни одного корреспондента местной газеты, который бы на совещании, форуме, фестивале готовил репортаж, не отходя от места событий, и передавал в редакцию с помощью ноутбука и мобильного телефона.
Еще одно преимущество новых медиа - легкая и оперативная связь с авторами материалов, возможность добавления собственных комментариев. Прочел статью, посмотрел видео или послушал аудиоподкаст на сайте, тут же добавил что-то свое.
Традиционные СМИ порой так освоили «безлюдные технологии», что диву даешься.
Мы провели день в редакции новой подмосковной газеты, за это время прозвучала пара (!) телефонных звонков и пришел один (!) посетитель.
Кому нужен такой информационный ресурс? Ни обществу, ни власти. Только тем, кто приходит сюда каждый день для оплаченной имитации журналистики.
Мир, лишенный доверия, это, наверное, и мир, лишенный журналистики.
То, что происходит сегодня в России, других странах, вряд ли результат чьей-то злой воли, идут социальные процессы, меняющие привычную картину жизни.
Эпоха потребления сменила эпоху индустриализации. Мы пока не знаем, что в итоге принесет кризис, но жизнь в эпоху потребления управляется не нормами и законами, а желаниями, соблазнами, и самой главной мечтой становится реализация через потребление.
В таком обществе управление строится без просвещения, без культуры, без нравственности, и общественные институты. в том числе, пресса, становятся не очень нужными. Они утрачивают свои функции, они превращаются в зомби, приобретают черты симулякров.
СМИ приходится привлекать массы с помощью развлечений, с помощью разжигания эмоций. Неудивительно, что сегодня самую большую аудиторию собирают таблоиды, развлекательные или пугающие телепрограммы.
Нарастает информационный разрыв.
Значительная часть наши сограждан довольствуется маргинальным потреблением, информационным мусором: мыльными сериалами, жвачкой о звездах, имитацией новостей из двух-трех каналов, тем, что практически не имеет социального звучания, общественной значимости.
Относительно небольшое количество информационной элиты имеет доступ к разным источникам: электронным и бумажным, и не только национальным и местным, но и всей планеты.
Я полагаю, что мы не можем впадать в безысходность. Во все времена находились люди, которые могли работать с информацией для того, чтобы общество поступательно двигалось к прогрессу.
Как привить журналистике иммунитет к множеству клубящихся над ней вирусов?
Первое средство – журналисты традиционных СМИ должны обратиться к новым технологиям, разглядеть в Интернете свежие подходы к своей деятельности. Кто-то скажет, мы уже открыли Интернет-версию печатного издания, что дальше: рекламы нет, еще и розница падает.
Понятие «Интернет-версия» вообще вредное.
Выкладывать копию бумажной газеты в сети после ее выхода - абсолютно напрасное занятие. Нужен самостоятельный проект, несущий информацию в режиме он-лайн, агрегирующий комментарии и контент пользователей.
Наконец-то пресса получила возможность соперничать с телевидением, так надо использовать эту возможность.
Второе – и это особенно важно в эпоху сетевого общества – формирование сетей. Не случайно сегодня так много популярных интернет-сайтов, построенных как социальные сети.
Отныне газета маленького города способна собрать пул земляков, которые разъехались из этого местечка по всему миру, и привлекать к обсуждению местных тем, получать информацию, комментарии.
Локальная газета формирует глобальную аудиторию.
Она получает две принципиально разные аудитории, и способна, соответственно, привлекать принципиально разных рекламодателей.
Нашей задачей становится постоянный поиск и удержание общественно активных людей и вовлечение их в социальную журналистику. Причем, не только на своей территории, но и по всей планете.
Конечно, мы не должны забывать о профессиональной журналистике. Анализировать тенденции, проводить расследования, писать очерки и редакторские колонки — удел немногих мзолотых перьев.
Задача нашего профессионального Союза — поиск и продвижение наиболее перспективных молодых журналистов, поддержка мотивации к постоянному обучению у тех, кто уже работает.
Находить ростки и поливать их, показывать там, где свет.
Развивать точки, а не тащить в светлое завтра армию необученных и развращенных дармовой кормежкой бездельников.
Мы должны связать активных непрофессионалов, например блоггеров, о которых сегодня говорил и с которыми много работает Григорий Пасько с профессиональными журналистами.
У активных пользователей сети не всегда достает квалификации, понимания того, что такое журналистская этика, но они полны колоссальной социальной энергией, желанием самореализации.
В традиционных СМИ, в традиционной журналистике есть знание, есть нормы, есть традиции, наконец; но очень часто не хватает энергии, не хватает напора, общественной позиции, альтруизма.
Если нам удастся взбить «коктейль» из этих ингредиентов, возможно получим не только принципиально иную, качественную журналистику, но и сделаем широкий шаг к реальному гражданскому обществу, к повышению доверия между людьми и социальными институтами.
Касютин В. Л., эксперт, г. Москва
4cs.ru
|
|
Выступление на Международном журналистском форуме в Анталии, май, 2009.
Состояние, которое сегодня испытывает российская журналистика, я бы охарактеризовал термином деэволюция, - под воздействием разных сил мы сползаем в состояние непрофессионализма, цинизима и апатии.