Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


10 травня 2012

Право говорить, но не быть услышанным

Facebook Twitter LiveJournal

На конференции «Честь профессии» (Киев, 26 апреля 2012) более 90 журналистов, редакторов и главных редакторов со всей территории Украины обсуждали друг с другом и со своими коллегами из Польши и Грузии главные вопросы и изменения, происходящие в журналистике всех форм и лежащие в основе наращивания аудиторий. И отмечали, что публикация материала - еще не свидетельство свободы слова, если после этого нет реакции власти на заявленную проблему. Либо же эта реакция сводится к санкциям против репортера.

В обсуждении принимали участие не только журналисты из разных стран, но и профессионалы разных поколений. Каждый предложил свое видение помех в каналах связи между четвертой властью и «старшими сестрами»: от полного игнорирования по-украински до давления на репортера через главного редактора по-польски и насаждении роли «служанки реформ» по-грузински.

«Наша журналистка зарегистрировалась в популярном чате знакомств, написав, что ей 12 лет. Всего за час она получила несколько предложений и назначила встречу с человеком, который откровенно и подробно рассказывал о том, что собирается с ней делать», - Максим Шиленко, главный редактор программы «Гроші» (телеканал «1+1»), рассказывает, что не так сложно сделать расследование, как добиться реакции на него. Журналистка, списавшаяся с педофилом, тут же обратились к правоохранителям. Это был единственный раз, говорит Шиленко, когда милиционеры пошли вместе с журналистами «Грошей» и арестовали человека. Но в этом месте истории – не точка, а запятая: его отпустили на следующий день, объяснив, что формально предъявить ему нечего: «Вам же на самом деле больше 12-ти лет», - сказали милиционеры журналистке и профессионально развели руками.

Егор Соболев, руководитель бюро журналистских расследований «Свідомо», считает, что просто журналистики сегодня уже недостаточно. «Мы сочетаем журналистику с общественной деятельностью», – рассказывает Соболев о кампаниях «Свідомо» в поддержку киевского книжного магазина «Сяйво», о захвате земельной комиссии в Киевраде и об акциях в защиту Андреевского спуска. То есть о деятельности, в которой журналистика является такой же составляющей, как и акции прямого действия. Тут украинская действительность вступает в полемику со стандартом репортерской объективности, который особо строг в американской журналистике – там участие, к примеру, в демонстрации в защиту животных автоматически лишает репортера этического права писать о данной проблеме. Но в сегодняшней Украине для журналиста «этичен» равно «бесполезен»: если ты не заставишь власть читать и реагировать, то жизнь вокруг будет как в той поговорке, в которой собаки все лают и лают, а караваны идут и идут.

«Видимо, наступили времена, когда журналисту мало быть просто журналистом. Я не вижу ничего плохого в адвокатской журналистике – это шаг вперед», - поделился своим мнением с участниками конференции Валерий Иванов, профессор Института журналистики. Проблема еще и в том, что к журналистским разоблачением глохнет не только украинская власть, но и украинское общество. «Часто под маской расследования идет политическое мочилово, а ведь общество и так ни на что не реагирует после ничем не закончившегося дела педофилов», - вспоминает Иванов отнюдь не славные страницы украинских информационных войн, которые выработали в обществе иммунитет к написанному в газете и показанному в телевизоре.

При этом Иванов призвал отличать «журналистику действия» от использования профессии в личных целях, в связи с чем рассказал историю «о профессии и географии». В ней шла речь о главном редакторе авторитетного немецкого издания, у которого при пересечении нашей границы возникли проблемы с визой. Ошиблось украинское посольство, которое все в итоге исправило, но ни денег не вернуло, ни понятное дело, потраченных впустую времени и усилий не скомпенсировало. На вопрос Иванова, почему вы об этом не написали, немецкий редактор отреагировал: «Потому что это моя газета». Мол, шла бы речь о любом другом гражданине, тогда – да, безусловно, это был бы достойный повод для публикации.

«В Украине не так», - Иванов отмечает, что то и дело журналисты за счет профессии решают собственные бытовые проблемы – от протекающей крыши до получения загранпаспорта и считают это журналистикой действия, а не использованием служебного положения в личных целях.

В Польше, по рассказам Дануты Валевской, журналистки газета Rzechpospolita, самая жесткая реакция на критику власти – внутриредакционные репрессии. Она привела несколько примеров из собственной практики. «Как известно, братья Качинские намеревались поставить своих людей во главу всех крупных компаний. Так, во главе авиакомпании Lot оказался человек, который ничего не смыслит в авиации. Я написала об этом. Редактор сказал, что теперь мне придется менять тему, и два года я не могла писать о компании Lot», - рассказывала Данута некоторые подробности польской ситуации, которая из Украины видится с несравненно большим оптимизмом. Так что и наше завистливое «Wyborcha раз в два года отправляет политиков в отставку» начинает видиться не как беспрекословное достижение системы, а как кропотливая работа без гарантии результата.

Владимир Мостовой, глава комиссии по журналистской этики и многолетний главред еженедельника «Зеркало недели», вспоминал о том, что раньше, в зацензурированнном СССР власти реагировали жестче. По алгоритму: зачем решать проблему, если можно наказать репортера. В 1968-м году, вспоминает Мостовой, он работал в многотиражке Киевского ордена Ленина мясокомбината: «Как-то меня вызвал секретарь парткома и сказал пойти на завод первичной переработки скота, где будет проведен митинг забойщиков, который должен осудить манифест пражских интеллектуалов «2100». Я отказался, мотивируя тем, что и сам читал лишь кусочки этого манифеста в прессе, а что могут по этому поводу сказать забойщики скота. Поскольку я на тот момент еще и случайно потерял комсомольский билет, то мне тут же заявили, что я потерял не только комсомольский билет, но и комсомольскую совесть, а через месяц – выгнали».

Игнорирование критики и контроль за медиа – не всегда признак бездействия власти, Акакий Гогичаишвили, главный редактор программы «Бизнес курьер» тбилисского телеканала «Рустави – 2», делится опытом Грузии. Во время революции грузинские медиа тоже занимались журналистикой действия. «Мы выводили людей на улицы», - вспоминает Гогичаишвили, работающий на канале, роль которого в Революции роз сравнивали с нашим 5-м во время Майдана. По его словам, единственное, в чем сейчас видят предназначение СМИ грузинские власти – пропаганда реформ. В итоге, говорит Гогичаишвили, успехи в реформировании страны плюс промывание мозга отлично работают в комплексе – большинство населения хорошо настроены по отношению к государству, и плохо – к протестным журналистам. Но при всем при этом сам он высоко ценит достижения правительства Саакашвили: побеждена коррупция, реформированы силовые органы, растет уровень жизни. «Когда я прилетел в Киев, то вспомнил Тбилиси 10 лет назад – тот же беспорядок и неуважение к людям», - Акакий Гогичаишвили, сравнивая ситуацию в Грузии «до» и «после» делает вывод: демократия и свобода слова стали ценой, заплаченной за социальные улучшения и реформы. И добавляет: «Но есть надежда, что, в конце концов, правительство перестанет бояться медиа и прекратит их контролировать».

Леся Ганжа, Редакторский портал

__________________________________________________________________________________________________

Конкурс «Честь профессии» проводится УАИПП и НАМ уже в третий раз при поддержке постоянного партнера Украинского медийного проекта «У-Медиа» Internews Network и Агентства США по вопросам международного развития (USAID).

Организаторы благодарят  партнеров, поддержавших проведение конкурса «Честь профессии» и конференции по актуальным вопросам украинской журналистики: JTI Украина (партнер конференции), «Кока-Кола в Украине», «Adobe Systems Украина», бизнес-школа МИМ-Киев, «Емвей Украина», Мировой банк, представительство Программы развития ООН в Украине, ТМ «Хортица», страховая компания «Оранта», ТМ КАТА, ТМ «Золота балка», цветочная компания «Камелия».

Конференцию "Честь профессии 2012" посетило 96 гостей, среди которых редакторов 36%, журналистов 52%, представителей смежных отраслей - 12%

Также по теме:

Традиционные газеты и интернет: опыт российской Metro и будущее индустрии глазами тех, кто разрабатывает технологии будущего

Список победителей конкурса профессиональной журналистики «Честь профессии»

О конкурсе «Честь профессии»: как создается украинский Пулитцер




Коментарі

Додати коментар