Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


2 лютого 2010

Флемминг Росе, редактор датской газеты: «Если я пишу и говорю только о том, чего хотят люди, значит, нам не нужна свобода слова»

Facebook Twitter LiveJournal

Несколько лет назад разразился грандиозный международный скандал, когда в сентябре 2005 года датская газета Jyllands-Posten опубликовала карикатуры, изображавшие пророка Мухаммеда. Позже карикатуры опубликовали и другие издания за пределами Дании. Рисунки вызвали массовые акции протеста в мусульманских странах, результатом в ряде случаев были человеческие жертвы.
 

Чем руководствовались люди, принявшие решение опубликовать рисунки, вызвавшие такие последствия? Как теперь, зная об этих последствиях, они оценивают свой поступок? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью нашей газете отвечает редактор Jyllands-Posten Флеминг Росе.

 

- Как появилась идея нарисовать карикатуры на пророка Мухаммеда?

- В первую очередь хочу отметить, что ни у меня, ни у газеты, в которой я руковожу отделом культуры, не было намерения причинить кому-то боль или же обидеть чьи-то чувства. Мне очень жаль, что эти карикатуры оскорбили людей и их религиозные чувства.

Идея появилась таким образом: в 2005 году в Дании один детский писатель написал книгу, повествующую о жизни пророка Мухаммеда. За последние 20 лет в Данию стало приезжать много мусульман. По этой причине в моей стране есть определенный интерес к исламской религии и ее пророку. Кстати, еще до экономического кризиса Коран превратился в Дании в бестселлер и остается им по сей день. Проблема заключалась в том, что автор не мог найти иллюстратора для своей книги. Понятно, что детские книги невозможно представить без иллюстраций главного героя. Автор книги Каарие Блютигьен в разговоре с нами рассказал, что три иллюстратора, к которым он обратился, отказались изображать пророка. Другой же художник, который дал согласие, настаивал на том, чтобы его имя оставалось анонимным. Он обосновал свое мнение тем, что его жизнь может быть в опасности. Как пример, он привел факт убийства голландского режиссера, который оскорбил ислам.

- Как получилось, что вы дали разрешение на публикацию карикатур на пророка в вашей газете?

- 19 сентября 2005 года в редакции прошло совещание по этому вопросу. В Дании уже имел место факт самоцензуры. Есть люди, которые говорят, что хотели бы написать какую-то статью или снять какой-либо фильм, но боятся это сделать. Это означает, что человек сам устанавливает какую-то цензуру для себя.

Вы спросили о том, как были опубликованы карикатуры. Во время совещания была выдвинута идея обратиться ко всем карикатуристам, проживающим в Дании. Сталкивались ли они с фактом самоцензуры? Перед иллюстраторами была поставлена цель показать это не словами, а работами. Это было типично журналистским подходом. Кроме того, это был типично журналистский проект, так как если вы видите, что существует проблема самоцензуры, вы хотите внести ясность в данный вопрос. Таким образом мы решили определить это необычным способом. Мы обратились к 25 художникам, и только 12 из них отправили нам свои работы.

Представленные рисунки сильно отличались друг от друга. Было три рисунка, которые нарушали правило изображения лица. Также был рисунок, который высмеивал меня и мою газету, называя нас подстрекателями. На другой карикатуре же самый антимусульманский политик Дании был представлен как преступник. Были карикатуры, где высмеивался сам детский писатель, что он прибегнул к такому способу, чтобы продать свою книгу.

- Известно, что, работая над карикатурой, художник обращается к оригинальному изображению. Но у пророка Мухаммеда нет оригинальных изображений. К каким источникам обращались художники?

- Я сказал художникам, чтобы они изобразили пророка таким, каким они его видят и представляют. Единственное, о чем я просил художников, чтобы они доказали мне, что не столкнулись с фактом самоцензуры.

- Вы сказали, что в Дании выросло количество мусульман. Наверное, там функционирует исламское общество?

- Да, причем несколько.

- Почему вы не обратились к ним и не узнали их мнение по данному поводу? Может быть, они сказали бы вам, что изображение данных карикатур неуместно?

- Зачем я должен узнавать чье-то мнение? Это проблема карикатуриста. Если бы он захотел, то спросил бы совет о том, что и как нужно изображать. По какой причине религиозные авторитеты должны диктовать независимым художникам, что и как им нужно рисовать? К примеру, были также нарисованы карикатуры на христианских религиозных лидеров. Один художник нарисовал для другой газеты Иисуса, прикованного к кресту в пьяном состоянии и с бутылкой пива в руке. Этот художник не спрашивал разрешения у священника. Или же, к примеру, одна датская газета опубликовала на первой странице изображение обнаженного Христа, созданного одним скульптором.

- Вы считаете, что перечисленные вами факты дают основания для того, чтобы рисовать карикатуры на пророков других религий?

- Я бы принял тот факт, если бы мои карикатуры стали бы объектом высмеивания и побили бы все рекорды, существующие в данной области в Дании. Но в отличие от других, в этой карикатуре исламский пророк не изображен как объект оскорбления.

- Давайте поговорим о ситуации, сложившейся после публикации карикатур. Ожидали ли вы, что она вызовет такой скандал?

- Даже эксперты по исламу в Дании не ожидали такой реакции. Один из них подчеркнул в интервью, что этот случай - слишком мелкая причина для того, чтобы породить международный скандал. А спустя месяц произошел словно глобальный взрыв. Я считаю, что это была акция, подготовленная на высоком уровне. Организаторами явились лидеры некоторых исламских организаций. Они отправились на Ближний Восток, провели ряд встреч для того, чтобы поднять общественность против Дании.

Давайте проследим за ходом событий: карикатуры были опубликованы в сентябре, реакция же на них проявилась в январе следующего года. Приведу еще один факт. 17 октября 2005 года на страницах египетской газеты "Аль-Фагир" было опубликовано 8 карикатур. Среди них были карикатуры, которые были намного оскорбительнее, но это не вызвало никакой реакции в Египте. Отправившиеся на Ближний Восток исламские лидеры привезли с собой в Данию 3 карикатуры. Эти карикатуры не были нигде опубликованы и являлись намного оскорбительнее по своему содержанию. На них исламский пророк был высмеян в очень постыдной форме. Хотелось бы спросить: "Если данные карикатуры не были нигде напечатаны, зачем их привезли в Данию?". Может быть, потому что наши карикатуры были гораздо более мирными, и им нужно было привести сильные аргументы в противовес нашим? Лично я думаю, что главной причиной взрыва явился факт совпадения мнений радикальных исламистов в Дании и на Ближнем Востоке.

- Многочисленные акции протеста привели к смерти людей. Чувствуете ли вы себя виноватым за это?

- Мне известно, что в некоторых акциях погибли люди. Это было ужасно. Я никогда не снимал с себя ответственность за эти публикации. Но я считаю, что не надо искать причину смерти людей в карикатурах - некоторые из этих людей даже не видели карикатуры, а только слышали о них. Люди никогда ранее не реагировали так на что-то, чего даже сами не видели. Я могу привести пример. Один из наших авторов во время съемок фильма по данному вопросу встретился с человеком, который был одним из организаторов нападения на посольство Дании в Тегеране. Этот человек сам признался в том, что не видел в глаза эти карикатуры. Только слышал, что кто-то оскорбил пророка.

- Некоторые страны выступили с призывами закрыть посольства Дании после этого происшествия. Каким было отношение к вам у вас в стране, применялся ли по отношению к вам какой-либо прессинг со стороны правительства?

- У меня нет информации об этом. Но могу вам сказать, что Дания ощутила на себе прессинг в сферах бизнеса и торговли. Продукция Дании бойкотировалась.

Что же касается прессинга со стороны правительства, то Дания - это открытое общество, и премьер-министр во время своего выступления подчеркнул, что не будет мешать деятельности независимой прессы. В свою очередь местная оппозиция обвиняла власть в том, что она не оказывает на нас никакого давления. Сам случай с карикатурой уже был не так важен. Просто кто-то хотел создать в тот момент скандал.

- Как вы считаете в целом, могли эти карикатуры оскорбить кого-то?

- Меня оскорбляют каждый день. Каждый день я включаю телевизор или читаю газеты и сталкиваюсь с этим. Если речь идет о демократичном обществе, в котором уживаются разные народности, этносы и религии, в каждой статье читатели будут находить моменты, которые оскорбляют их в той или иной мере. Вопрос в том, почему к исламу должно быть особенное отношение? Я считаю, что это является нарушением такого принципа демократии, как равноправие.

В то же время я не считаю, что оскорбление пророка является главной проблемой мира. Но данный случай показал, что для некоторых мусульман это является основной проблемой. Я был вынужден защитить свою газету от такого рода реакций. Я бы хотел привести слова писателя Джоса Овеля о том, что свобода слова имеет значение лишь тогда, когда ты обладаешь правом говорить о том, что не нравится людям. Если я пишу и говорю только о том, чего хотят люди, значит, нам не нужна свобода слова.

- Вы сказали, что каждый может быть оскорблен. Пророк Мухаммед является для мусульман таким же святым, каким для христиан является Иисус Христос. Как вы думаете, есть разница между оскорблением простого человека и пророка?

- Для меня, как и для других светских людей, конкретный человек и его честь и достоинство намного важнее, чем отношение к религиозной фигуре, жившей 1400 лет тому назад. Некоторые мусульмане заявляли мне, что любят пророка больше, чем своих матерей и детей. Может быть, мое сравнение в этот момент буде несколько грубым, но это напоминает мне сталинский СССР. Там советские люди говорили, что любят Сталина больше, чем своих детей. Это создавало нездоровую атмосферу. Я не считаю, что какой-то образ может быть выше чести и достоинства, жизни конкретного человека. Вы сказали об Иисусе. У нас высмеиваются и христианские святые. Реакции же проявляются в спокойной форме. Например, в редакцию газеты поступает письмо с протестом. Христиане привыкли, что в "игру" включено право оскорбления их религиозных чувств.

- Были ли вы после этого случая в мусульманских странах, и каково было отношение к вам ?

- Я был только на западном побережье Иордании и в Палестине. К сожалению, мне не дают визу. Меня приглашали в Бейрут, но поездка не состоялась, потому что никто не брался обеспечить мою безопасность. В общем, реакции были разнообразные. Знаете, этот инцидент разделяет людей на разные группы. Есть такие люди, кто меня критикует, и такие, кто оправдывает. Такие люди есть среди христиан, левых, правых и даже атеистов. Такое деление есть и среди мусульман. Но я должен признать, что критикующих людей на сегодняшний день большинство.

- Вы сказали, что мнения людей на этот счет делятся. В то же время публикация рисунков стала причиной скандала. Как вы оцениваете будущие отношения между представителями этих групп?

- Проблемы, которые появились после этих карикатур, побуждают задуматься о том, как мы будем дальше жить в современном обществе? В обществе, где совместно проживают разные культуры, религии и этносы. Как жить и как сохранять такие фундаментальные принципы демократичного общества, как свобода слова, совести, собрания и т.д. Я считаю, что существует два подхода. Первый: если ты относишься к моему запрету с уважением, я поступаю так же по отношению к твоим запретам. На практике это приводит к ужасающему нарушению свободы слова. Второй же подход заключается в том, чтобы предоставить достаточно свободы для выражения мыслей и опустить границу свободы слова до минимума.

- Есть призывы к вашей смерти?

- Я не ощущаю страх. Но были такие моменты, когда моя семья сильно переживала за меня. Если я буду жить по правилам тех людей, это будет означать, что они победили. Поэтому я стараюсь не думать об этом. Я очень рад, что живу и работаю в такой спокойной стране, как Дания. Лишь раз несколько молодых людей пытались организовать террористический акт против меня, но он был предотвращен.

- После всего произошедшего готовы ли вы опубликовать похожие карикатуры в своей газете или обратиться к подобным темам снова?

- Я не отвечаю на подобные вопросы, но в этот раз, как исключение, я отвечу. Я много думал об этом и считаю, что если я скажу, что никогда не буду этого вновь делать, это будет означать, что я сдаюсь тем людям, которые мне угрожают. Если ты склонишь голову перед угрозами, значит, ты будешь обречен на еще более сильные давления. И напротив, если я скажу, что готов напечатать подобные карикатуры хоть завтра, то некоторые будут думать, что я живущий жаждой мести и не отвечающий за свои поступки и дальнейшие происшествия человек.

Эхо Москвы




Коментарі

Додати коментар