|
|
3 березня 2009
Борис Коношенко, главный редактор и гендиректор газеты «Metro Москва»: «Мне нравится фраза «to make miracle», то есть «творить чудеса»»
Media Guide (MG): Где и когда Вы родились?
Борис Коношенко (Б.К.): В Ленинграде 15 июня 1961 года.
MG: Кем были Ваши родители, какое влияние они оказали на формирование Вашей личности?
Б.К.: Внешне я больше похож на отца. Папа всегда мечтал быть учителем истории, но преподавал товароведение в институте и работал инженером — надо было растить меня и брата. Обычная советская история: скромность и самопожертвование, внешнее «надо» неотступно довлеет над личными интересами. Отец умер рано, почти двадцать лет назад. Мама была врачом-травматологом, она никогда унывала, не сдавалась, у нее была удивительная энергетика. Маме важно было всегда чувствовать себя нужной, двигаться, помогать кому-то, несмотря ни на какие собственные болячки и сложности. А сложностей было немало. Мама не была самодостаточным человеком, которому хорошо в одиночестве. И мне обязательно нужна связь с людьми, я не лидер-одиночка. Мама помогала мне растить дочку после того, как жена погибла в автокатастрофе в 1993 году. Мама была настоящим борцом, и все же, когда речь зашла о моем возможном переводе в Москву, она очень тяжело перенесла эту новость. Почувствовала себя больше не нужной. Она умерла в сентябре прошлого года, за неделю до того, как я презентовал проект ребрендинга газеты "Метро Москва" акционерам московского издания.
MG: Каковы самые яркие впечатления Вашего детства, о чем вспоминаете с ностальгией?
Б.К.: Когда я учился в первом классе, мы в школе поставили спектакль «Кошкин дом». Весь кукольный «театр» продавался в коробке. И сцену, занавес, декорации, кукол нужно было просто склеить из картона. Во время представления мне досталась роль котенка. «Тетя, тетя-кошка, выгляни в окошко, есть хотят котята, ты живешь богато...» Помню, как меня потрясло то, что можно своими руками сделать что-то необыкновенное, сотворить чудо...
А в четвертом классе я уже сам сделал свой театр, сколотил сцену из досок от ящиков. В нем был подъемный занавес, кулисы, вращающийся фанерный круг, свет с потенциометрами, и «настоящие» декорации, нарисованные мною. Сценарии я тоже писал сам. Но самым первым делом — рисовал афишу: «Внимание! Такого-то числа состоится спектакль под названием...» — то есть все начиналось с рекламы, и только после изготовления афиши сочинялась будущая пьеса! С тех пор театр сопровождает меня по жизни. Я часто чувствую себя Карабасом-Барабасом и использую в работе режиссерские навыки. Это помогает «продавать» проекты и убеждать людей. Теория Станиславского и принцип простых физических действий порой очень полезны в менеджменте.
MG: Какой ВУЗ и какой факультет Вы окончили, тяжело ли было учиться? Что определило Ваш выбор профессии?
Б.К.: Надо сказать, что до восьмого класса обычной школы я был «гадким утенком». Школа была, что называется, «хулиганской», и я, очкарик — этакий «Коля Колокольчиков», был там чужим и странным. Куда лучше ощущал себя в музыкальной школе, особенно в хоре. Зато в девятом классе — поступил в физматшколу, и там все волшебным образом изменилось. Там важно было быть личностью. Очень скоро я стал капитаном команды КВН, нас регулярно показывали по телевизору, и я стал школьной знаменитостью. После школы поступил на радиофизический факультет Ленинградского Политехнического института им М.И.Калинина. Вот там я почувствовал себя так, будто попал на конвейер! Мне казалось, я — стандартный полуфабрикат, что в мою голову заколачивают гвозди знаний, чтобы я был «как все» молодые специалисты. Как будто целью обучения было создание робота, решающего уравнения!
Но со временем все же и в Политехе стало полегче. На третьем курсе я организовал некое подобие агитбригады, из которой со временем вырос студенческий театральный коллектив. Мы проводили «Дни Радиофизика», факультетские вечера, я ставил спектакли и капустники, и снова «слава мне улыбнулась». Позднее я получил и второе, режиссерское образование.
MG: В какой организации и на какой должности началась Ваша трудовая биография?
Помните ли Вы чувства, которые владели Вами в первый рабочий день?
Б.К.: В 1984 году, окончив институт по специальности «теоретическая физика — радиофизика», я, свежеиспеченный молодой специалист, пришел на работу в Институт радиоэлектронных систем. С первого дня работы меня не покидало ощущение абсурда. В этом «почтовом ящике» на каждого рядового сотрудника приходилось по два начальника, и низовые работники были на вес золота — надо же было кем-то руководить. Я катал круглое и таскал квадратное, но для этого вовсе не нужно было заканчивать институт! В «ящике» главное было — вовремя прийти на работу, и никого не волновало, чем я занимался далее. Ну, последнее как раз было мне на руку, поскольку ночами я репетировал — руководил театральным коллективом Ленинградского института авиационного приборостроения, а днем отсыпался. Уходил спать в огромный актовый зал, где свил себе «гнездо» из старых ватников — прямо на сцене, в нише за гигантским портретом Ленина с лозунгом «ВПЕРЕД, ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ ПАРТИИ, К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА!»
MG: Какие дальнейшие этапы жизни и деятельности привели Вас к сегодняшнему успеху?
Б.К.: Кратко об этом можно рассказать так: с декабря 1985 г. по февраль 1989 г. я был инструктором по организации досуга молодежи и по работе с неформальными объединениями Октябрьского райкома ВЛКСМ Ленинграда. С февраля 1989 г. по сентябрь 1991 г. работал начальником отдела рекламы Центра НТТМ «Пульс». С 1991 г. по 1994 г. занимал пост начальника отдела рекламы Российско-Шведского предприятия «СовПлим», затем работал начальником отдела рекламы и PR Санкт-Петербургского регионального центра АБ «Инкомбанк». С 1996 г. по 1999 г. руководил газетой «Петровский курьер». А в 1999 г. меня пригласили в петербургскую газету «Метро» (ЗАО «Издательский дом «Три короны»). В декабре 2001 г. я стал генеральным директором и шеф-редактором «Метро», и проработал на этой должности семь лет. В 2004 г. петербургская газета «Метро» стала первой в России ежедневной массовой бесплатной информационной газетой и вышла на первое место среди ежедневных газет Петербурга по размеру читательской аудитории.
С сентября 2005 петербургское «Метро» вошло в состав крупнейшей мировой сети газет Metro International (21 страна, более 150 городов мира) и стало издаваться под международным брендом Metro. В результате ребрендинга газета вдвое увеличила читательскую аудиторию номера (до 735 тыс., по подсчетам Гэллапа). В 2008 году доля рекламы, занимаемая Metro среди ежедневных газет Петербурга, составила примерно 45% (измерения компании «Гортис»). По итогам 2008 года команда Metro Петербург признана лучшей в мировой сети Metro International, наряду с Metro-Швеция и Metro-Мексика.
В декабре 2008, после заключения договора франшизы между московской газетой Метро и Metro International, по рекомендации Metro International меня перевели в Москву. Совет директоров ОАО «Газета Метро» назначил меня главным редактором и генеральным директором московского издания Metro.
MG: Что в Вашем понимании значит «карьера»? Какие, на Ваш взгляд, личностные качества способствовали Вашему карьерному росту?
Б.К.: Карьера в моем понимании — это умение быть нужным определенному количеству людей, и чем больше таких людей, тем успешнее карьера.
Думаю, что моему росту более всего способствовало умение понимать других людей (чувство эмпатии). А еще я родился в год быка, и умею «везти свой воз» долго.
MG: Ваша карьера складывалась логично и последовательно, или приходилось переживать острые моменты, когда судьба Вам не благоволила? С какими трудностями приходилось сталкиваться, как Вы их преодолевали?
Б.К.: Такие моменты были. Когда-то я руководил отделом рекламы и PR СПб РЦ «Инкомбанк». И вдруг управляющий выдал мне кредит на покупку машины аж по лимиту вице-президента. Я никак не мог понять, в чем тут дело, но однажды управляющий вызвал меня и сказал, что теперь моим начальником будет его жена. Куда еще можно было пристроить ревнивую женщину, засидевшуюся дома без дела? Ну конечно, в рекламу. И я «попал в рабство»: уволиться не мог — надо было отдавать кредит. Девять месяцев отрабатывал как крепостной в обстановке маразма, а потом сбежал «в никуда», на улицу.
И тут произошло нечто еще более странное... Множество рекламистов, которые до этого клялись в любви и дружбе, быстро перестали здороваться. Людям, оказалось, был интересен не я, а инкомбанковские рекламные деньги. Груба жизнь. И я начал работать по другую сторону баррикад, запускал бесплатную информационную газету «Петровский Курьер», которая распространялась по почтовым ящикам. Это произошло в 1996 году. К 1998 г. эта газета стала крупнейшей по читательской аудитории в Петербурге. И все снова стали со мной дружно здороваться. А потом я перешел работать в петербургскую газету «Метро».
MG: Расскажите о Вашей компании.
Б.К.: Московская газета «Метро» издается с 1997 г. издательским домом «Газета Метро». В минувшем году она стала лидером по темпам роста объемов продаж рекламы среди ежедневных газет. Сейчас мы стоим на пороге полного перезапуска и ребрендинга московской газеты. Как и одноименная петербургская газета, Metro Москва станет частью крупнейшей международной газетной сети, сменит логотип на международный, полностью обновит дизайн и содержание. Фактически, на московском рынке появится новое издание. Часть материалов изданий Metro в Москве и Петербурге будет общей, журналисты и рекламные службы будут работать в кооперации, что позволит сократить издержки и добиться лучшего результата.
Если же говорить о петербургской газете Metro, то ее ребрендинг прошел в 2005 году. Вскоре после этого газета завоевала прочное лидерство на рынке рекламы северной столицы. В международной сети Metro International по итогам 2008 газета Metro Петербург была признана лучшей, наряду с Metro-Швеция и Metro-Мексика. Меня очень радует, что мы продолжаем расти, несмотря на кризис.
Со 2 марта газета Metro Москва будет выходить чаще — пять раз в неделю вместо трех. Тираж составит полные 500 тыс. экз., а число полос увеличится с 12 до 20. Распространение газеты будет строго контролироваться с помощью самых современных технологий, полученных от Metro International в рамках договора франшизы. Мы сможем гарантировать рекламодателям полностью прозрачную систему дистрибуции газеты, а значит, стопроцентную эффективность их инвестиций в рекламу в нашей газете. Полагаю, что ребрендинг и другие связанные с ним изменения помогут привлечь к нам большое количество новых рекламодателей.
Напомню, что газетная группа Metro International была создана в 1995 г. Сегодня в нее входит 81 издание Metro, которые выходят более чем в 150 городах мира, в 21 стране, на 16 языках, в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Целевая аудитория — образованная молодежь. Сеть газет Metro имеет более 21 млн. ежедневных читателей и более 33 млн. — еженедельных. Среди них равное количество мужчин и женщин, 70% читателей — моложе 45 лет.
MG: Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние рынка печатных СМИ на момент ребрендинга московского Metro.
Б.К.: За январь-август 2008 года прирост рекламных доходов газеты «Метро» по отношению к первым восьми месяцам прошлого года составил 131%, в то время как рост всего сегмента ежедневных газет на рынке прессы за тот же период составил лишь 30%. Но потом наступил кризис, и темпы роста замедлились. Осенью многие «проблемные» издания ушли в Интернет или закрылись, в большинстве газет началось сокращение персонала. Медиа-экономика сейчас вынуждена становится реально экономной и эффективной. Нет больше шальных денег на рынке. Нормализуется уровень заработных плат. Я уже три года работаю вместе с Metro International, и могу сказать, что московские зарплаты очень часто превышали оплату труда таких же сотрудников в издательствах Европы или Америки. А вот производительность и качество труда у нас, к сожалению, зачастую было значительно ниже.
Сейчас мы наблюдаем падение рынка рекламы в ежедневных газетах на 20-30%. Но, надеюсь, в Metro Москва объемы рекламы все-таки будут расти. Достаточно много глобальной рекламы мы собираемся получать от отдела продаж из Лондона, где находится штаб-квартира Metro International. Кроме того, питерская газета Metro заслужила доверие у московских рекламодателей, и сейчас мы можем повысить качество московской газеты и предложить рынку пакет «Две столицы». Совокупная аудитория Метро Москва и Metro Петербург сейчас составляет более 1,1 млн. читателей, это несомненное лидерство. В ближайшем будущем мы ожидаем прироста аудитории до 1,5 млн. Если говорить о продажах, то в этом году мы уже вышли на уровень продаж этих же месяцев прошлого года, что весьма показательно для компании в нынешних условиях.
MG: Охарактеризуйте сферу деятельности Вашей компании, назовите основные приоритеты Вашей работы.
Б.К.: Мои приоритеты таковы — мне хочется, чтобы люди в метро снова стали читать газеты. Я хочу создать ежедневную массовую нетаблоидную газету, наполненную новостями и энергичным удобочитаемым контентом. Я мечтаю о том, чтобы ежедневная аудитория газеты Metro в Москве приблизилась к миллиону. Я работаю для того, чтобы у нас появился качественный рекламный инструмент, чтобы в России заработали новые издательские и рекламные know-how, чтобы адаптированные и преобразованные западные технологии способствовали росту российского рынка. Этот процесс наблюдают и наши рекламодатели, и читатели, и даже конкуренты, которые, несомненно, захотят использовать наш опыт. Но это не плохо — я уверен, что в конечном итоге это приведет к развитию рынка.
MG: Какое направление деятельности компании вы могли бы назвать приоритетным? Меняются ли приоритеты в зависимости от конъюнктуры рынка?
Б.К.: Мы только запускаем свой проект, и еще рано говорить о смене приоритетов. Важно понимать, что есть тактические цели, и есть стратегические, и если первые могут меняться, то вторые — нет. Именно стратегические цели объединяют нашу команду.
MG: Имеете ли Вы и Ваш ИД профессиональные награды? Какие из них Вам особенно дороги?
Б.К.: Ну, во-первых, международная газета Metro International получила сертификат книги рекордов Гиннеса как самое массовое издание на планете, и это пример особой гордости для всех нас. Мы надеемся, что московское издание Metro успешно вольется в семью Metro International и, более того, станет ее лидером.
Если говорить обо мне, то в свое время я стал лауреатом Национальной премии «Медиа-Менеджер России 2007» и лауреатом конкурса «ТОП 100 — лучшие менеджеры Санкт-Петербурга 2008». В 2008 году вошел в рейтинг газеты «КоммерсантЪ» и Ассоциации менеджеров «1000 лучших менеджеров России», неоднократно награждался грамотами губернатора Санкт-Петербурга.
MG: Каковы Ваши планы по дальнейшему развитию компании? Собираетесь ли осваивать новые сферы, выходить на рынки других государств?
Б.К.: Планы таковы: сначала сделать успешным московский проект, а потом постепенно осваивать крупнейшие российские города-миллионники. Что касается других стран, то, помимо России, приоритетными регионами для развития Metro International являются нынче Южная Америка и Азия.
MG: Что является для Вас важнейшим стимулом к работе?
Б.К.: Конечно же, люди — сотрудники и читатели. Мне важно, как они относятся к газете. Периодически я сам иду на станции метро и раздаю газету, смотрю, с каким отношением берут ее люди. Меня «заводит» так называемое чувство обмена большими энергиями. Люди читают то, что сделал для них ты, реагируют, и ты чувствуешь этот мощный объединенный импульс. Я считаю это уникальной особенностью работы в СМИ.
MG: Расскажите, если это возможно, о том, как сложилась Ваша личная жизнь? Есть ли у Вас дети? Пошли ли они по Вашим стопам?
Б.К.: У меня есть дочка, ей двадцать лет, учится на филфаке Ленинградского университета. Сейчас она в Африке, в Гвинее, в лингвистической экспедиции, изучает язык кпеле. Еженедельно шлет мне свои путевые заметки, очень, кстати, интересные. Мы нежно относимся друг к другу, она — моя семья. Но и в личной жизни я отнюдь не обездолен.
MG: Остается ли у Вас свободное время на отдых? Ваши хобби?
Б.К.: Стараюсь ходить в спортзал. Иногда люблю сходить в театр. А еще очень люблю гулять по Лондону, даже Новый год там встречал.
MG: Под каким девизом Вы живете? Ваше жизненное кредо?
Б.К.: Мне нравится фраза «to make miracle», то есть «творить чудеса». Нравиться добиваться того, что поначалу кажется малореальным. Нравится делать нечто новое, совершать нетривиальные поступки. Я уверен, что поставленных целей можно добиться, если идти своим путем, если вложить в дело всю душу и все силы.
MG: Какие события далекого и недавнего прошлого Вы считаете ключевыми для России?
Б.К.: Если говорить о далеком прошлом — то один из самых значимых моментов истории, на мой взгляд, это когда Петр I рубил бороды и пытался принести в Россию западные технологии и элементы европейского образа жизни. Так и мы сейчас пытаемся принести и адаптировать к нашему рынку новейшие международные технологии.
А из событий недавнего прошлого наиболее значимым я назвал бы президентство Владимира Путина. Я считаю, что Владимир Владимирович вывел нашу экономику на совершенно новый этап и сделал возможными невозможные прежде вещи.
MG: Оптимистичны ли Ваши прогнозы развития России на ближайший период?
Б.К.: Да. Я вижу у российского образа жизни и русского менталитета свою особую ценность, живинку, если хотите, изюминку, нечто особенное, без чего мир был бы беднее, ибо эта именно эта страстность, жертвенность, отчаянность, творческий кураж — это то, что отличает российских менеджеров. Нам не впервой выживать в трудные времена. И я верю, что мы справимся с любой ситуацией.
Mediaguide.ru
|
|
На вопросы MediaGuide отвечает Борис Коношенко, главный редактор и гендиректор газеты Metro Москва