|
|
29 грудня 2008
Наталья Яременко: «Прочитав передовицу любой газеты, легко определить – кому она принадлежит»
- Ваш конкурент «Коммуникационный альянс» в следующем году обещает мониторить наружную рекламу, ТВ, радио и прессу. Результаты исследований компания будет подавать в одном стволе. Что Вы можете предложить в противовес?
- Во-первых, мы не говорим как кто-то, что будем делать что-то и когда-то, а уже это делаем на протяжении 9 лет. Я вам могу сказать, какая цель у Андрея Луцкива, по-видимому, он получил предложение о партнерстве одной из зарубежных мониторинговых компаний и пытается форсировать рынок всех медиа. Но нужно не забывать, что когда на рынке существуют две компании, есть возможность покупателям выбирать, компании друг друга подхлестывают, также появляется возможность демпинга по цене, от которой выигрывает потребитель наших услуг.
У нас есть опыт и солидный архив по рынку телерекламы и прессы. Это удобно, потому что любой клиент, который, например, хочет зайти на рынок, благодаря нашим данным может проанализировать, как в этом направлении вели себя конкуренты. Допустим, если кто-то хочет начать рекламу таблеток, у нас он может попросить показать ему, как себя рекламировал Coldrex или «Аспирин УПСА». И мы ему достанем отчет и покажем на видео – в чем была оригинальность ролика. Точно также мы работаем и с макетами в прессе и рекламными роликами на радио.
- «Альянс» говорит о новшестве в мониторинге – электронной обработке прессы…
- Электронная обработка существует и у нас, и даже база отсканированных макетов изданий за восемь лет, чего кстати нет у «Альянса». Они обещают ускорить мониторинг изданий, обрабатывая их отсканированные версии на компьютере. У нас была мысль запустить что-то подобное, но мы вовремя поняли, что трудоемкость будет та же.
- Но на западе мониторинг работает именно в таком формате.
- Да, и я вам объясню почему. Потому что на западе практически за копейки легко получить в любом издании PDF-версию. Конечно, с ней работать удобнее. Но для этого вам не надо расшивать газеты и сканировать. В тоже время, ни у нас, ни у них нет такой сумасшедшей автоматизации, чтобы эту газету пропустить через сканер и у вас сразу выпала Excel таблица с классификацией. Это все надо делать руками.
- Издательские дома, которые работают в Украине, не готовы продавать PDF накануне выхода? Они менее оперативны?
- Нет. Сейчас они просто боятся, что от них уйдет аудитория. Нам было бы намного легче работать, если бы они за небольшую сумму соглашались расставаться с макетами своих изданий.
- В свое время Вы отказались от мониторинга наружной рекламы. Это невыгодное занятие?
- Мониторинг наружной рекламы у меня на 50 процентов покрывался деньгами телевидения. А это – огромная сумма. Да, было время, когда мы хотели достичь высокой планки и заявили, что будем для улучшения качества услуги фотографировать все рекламные щиты. Мы полагали, что таким образом победим UMM. Но UMM тоже начал фотографировать все щиты. В конечном итоге, выиграли только люди, которые получали зарплату с двух стволов: у нас, и у наших конкурентов. Скажу больше: операторы, которые у меня занимаются мониторингом ТВ и радио – работают и у наших конкурентов в «Коммуникационном альянсе». У них – в первую смену, а у меня – во вторую.
- Насколько объективную картину дают ныне существующие исследования по наружке?
- Когда-то у нас был проект по оптимизации мониторинга наружной рекламы. Мы предлагали разместить на перекрестках камеры. Их установка по Киеву обошлась бы на то время в $64 тыс и дала бы возможность подсчитать – сколько транспорта и пешеходов передвигается, сколько человек видят ту или иную рекламу. Это было хорошее решение: ведь поставить под щитом на пять минут интервьюера и установить камеру – разные вещи. Но рынок не готов был оплачивать такие исследования.
- Каким будет 2009 год для мониторинговых компаний?
- Я общалась со всеми издательскими домами. Все с настороженностью относятся к первому кварталу: он будет тяжелым. Никто не может понять, как будет выглядеть рынок и как он, в конечном счете, проявится, кроме колебания доллара. Во втором квартале ситуация прояснится. Станет ясно: какие бюджеты, в какие медиа будут приходить. Вот сейчас, например, я была в «Автоцентре». У них все еще пока неплохо: много желающих размещать рекламу автомобилей. А, допустим, у изданий, которые пишут о недвижимости, ситуация тяжелая. Многие «похудели» в четыре-пять раз, а некоторые даже приостановили в декабре выпуск.
- Вам интересен мониторинг Интернета?
- Да очень. И там работы еще непочатый край. Например, фирма Gemius, которая выиграла тендер по исследованию Интернета, взяла на себя отслеживание рейтинга сайтов. А рынку важен, в первую очередь, мониторинг рекламы в Интернете. В прошлом году я выходила с таким предложением, но почему-то тогда все опустили глазки. Понимаете, у нас многие игроки еще не научились выполнять взятые обязательства на сто процентов. К тому же, в украинском Интернете нет даже малейшей возможности контролировать исполнение обязательств, а нет учета, – спроса тоже нет.
- Вы будете вторично предлагать такой вариант рынку?
- Я разговаривала с Андреем Колесниковым (директор исследовательской компании Cortex – авт.). Он сказал: «Нам это не интересно». А делать этот мониторинг для себя я не буду.
- Какова ориентировочная цена такого исследования?
- Мы прикидывали, что даже если бы все те, кто сейчас работает в рекламе Интернета, платили порядка $300 в месяц, то это покрывало бы расходы. Ведь в этом проекте человеческий фактор не участвует. Здесь мониторинг можно осуществлять с помощью робота-поисковика. Необходимы лишь инвестиции, чтобы доработать его для украинского рынка. Проблема в том, что роботы, которые работают на российском рынке, не распознают украинскую орфографию.
- Что Вы планируете изменять в технологии мониторинга?
- Недавно к нам обратилась австрийская фирма Media Inside. Они работают в распознавании видео и аудио, у них есть очень интересные идеи, которые мы, возможно, воплотим. И если новый тендер по телевидению был бы сейчас, думаю, мы приняли бы участие.
- Сейчас среди компаний, которые мониторят СМИ, много структур работающих на политиков. Они будут отсеиваться с рынка?
- Они не будут отсеиваться до тех пор, пока мы не выберем президента, и пока у нас не стабилизируются отношения между Верховной Радой, президентом и Кабмином. Сейчас компании по мониторингу СМИ есть у Министерства внутренних дел, фонда «Украина 3000», БЮТ, «Наша Украина», Секретариата Президента. Плюс есть такие компании как «Контекст-Медиа», «Интермедиаком», «Коминформ», мы тоже оказываем услуги...
- Насколько объективны данные мониторинговых структур, которые принадлежат партиям?
- Они отслеживают информацию по ключевым словам. Естественно, их данные мониторинга сообщений наиболее оперативные, чтобы и партия, и окружение, и Верховная Рада могла вовремя реагировать на появляющуюся информацию. Ведь, когда появляется одно сообщение в СМИ, оно множится как снежный ком. И все зависит от того – надо, чтобы оно набрало значимость и вес, или его лучше придушить в зародыше и убрать. Наше общественное мнение зависит от количества денег в мешке, которые приходят в те или иные медиа. В основном все сюжеты идут заказные. Прочитав передовицу любой газеты, легко определить, кому она принадлежит – голубым, оранжевым или белым.
- Какова ситуация на российском рынке?
- В России есть четыре крупные компании, которые поставляют эти данные на рынок: TNS, которой в свое время, удалось получить в заказчики Кремль, «Медиалогия», WPS, RPRG. Но Россия это очень глубокий рынок. Его хватит на десятки мониторинговых компаний, поверьте. В Украине ситуация иная.
http://www.mediabusiness.com.ua
|
|
Интервью с директором «Коммуникационного альянса» Андреем Луцкивым породило дискуссию среди читателей «МедиаБизнеса». Сегодня мы подаем позицию его конкурента – компании «Мониториг СМИ». Ее генеральный директор Наталья Яременко оценивает новшества предложенные «Альянсом» и делится планами на будущее.