|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
15 грудня 2011
Владимир Федорин: «Я скептически отношусь к представлению о том, что главный редактор – это профессия»
В журналистике Владимир почти 15 лет. Был репортером и редактором в газете Ведомости, участвовал в запуске еженедельника SmartMoney – несмотря на то, что проект в 2009 году закрылся, гордится тем, что был одним из его «отцов-основателей». С 2008 по 2010 годы - первый заместитель главного редактора Forbes Россия. Победитель Всероссийского конкурса «Русский язык в электронных СМИ» в номинации «Слово обозревателя» - за цикл колонок в журнале Руський Newsweek. «Журналист года» по версии Российского союза промышленников и предпринимателей - за цикл интервью с участниками событий 1991 года. Владимир, первый вопрос как главному редактору: от каких профессионалов в первую очередь зависит успех журнала сегодня?
В любом издании есть две главные функции – издательская и редакционная. Прежде всегопрофессионалом должен быть издатель. Без реалистичного бизнес-плана, правильного распределения ролей между коммерческой частью и редакцией, готовности и способности издателя выдерживать давление извне на успех рассчитывать трудно. Как строилась команда в ForbesУкраина - Вы ведь начинали журнал с нуля?
К моему удивлению собрать сильную команду в Киеве было проще, чем в Москве. Я вышел на работу 1 декабря прошлого года, а к концу декабря штат был на три четверти сформирован. Для сравнения: когда в 2005 году я формировал свой отдел в журнале SmartMoney, наем шести репортеров занял около трех месяцев. Расскажите, пожалуйста, о профессии главного редактора и основных обязанностях главного редактора такого журнала как Forbes?
Я скептически отношусь к представлению о том, что главный редактор – это профессия. Фигура профессионального главного редактора, периодически пересаживающегося из одного издания в другое, не внушает мне доверия.
В первую очередь он должен хорошо справляться с редакторской функцией: чувствовать тексты, задавать правильные вопросы, формировать повестку дня. Как и любой редактор, главред должен быть надежной крышей для издания и для сотрудников: разделять с ними ответственность за ошибки, вдохновлять на подвиги, особенно если это сопряжено с риском кому-то не понравиться, кого-то задеть, защищать от необоснованных нападок и претензий. Что касается костов, то они должны быть разумно достаточными: самые яркие материалы на моей памяти делались за счет серого вещества, а не каких-то дополнительных денег. Как бы Вы определили разницу в требованиях к журналистам, корреспондентам, редакторам, арт-директорам и фотографам в сегментах деловой, новостной и глянцевой журналистики? Если мы говорим о качественных изданиях, то разница только в предмете и методе изображения. Неважно о чем речь – глянец это, новости или деловой журнал – каждому сотруднику нужно стремиться к тому, чтобы быть на своей поляне как максимум номером один, как минимум входить в первую тройку. Не врать, стараться находить эксклюзивные истории, подробности, ракурсы. Какие квалификации в печатных СМИ сегодня в наибольшем дефиците? В Украине, на мой взгляд, существенная нехватка сильных редакторов. В России редакторов и журналистов достаточно, но в нулевые годы стало меньше профессиональных издателей, способных делать честные журналы и газеты. Пресса и интернет-СМИ. Off-line и On-line. Какова Ваша точка зрения на их отношения? На какие форматы посоветуете ориентироваться молодым журналистам в поисках успеха и высоких зарплат в ближайшие десять лет и после?
Пока все выглядит так, что главными жертвами оттока читателей в интернет станут ежедневки. По моему мнению, журнальные бренды, по крайней мере, в нашей части света, ближайшие пять-десять лет будут чувствовать себя достаточно уверенно, и даже расширять аудиторию за счет добавления различных электронных платформ. Опираясь на Ваш личный опыт и опыт Ваших коллег – главных редакторов других изданий, скажите, есть ли типичные шаги в карьере от выпускника университета до главного редактора? Типичная карьера: хорошее (не журналистское) базовое высшее образование – поиски себя (лично я переводил на русский исторические детективы и кодекс римско-католического канонического права, работал агентом по рекламе и т.п.) – работа на начальных позициях в СМИ – профессиональный и карьерный рост и тп. В 1990-е на все ступеньки уходило лет пять, в нулевые – семь-десять. На месте выпускников я бы настраивался на то, что в десятые годы карьеры будут менее быстрыми из-за замедления темпов экономического роста. Каковы ваши личные критерии при выборе сотрудника? Какие профессиональные качества являются преимуществом при равном опыте?
Хороший журналист/редактор получает удовольствие от того, что он делает. Если человек грамотный, но «выгоревший», мало чем интересующийся, то и мне с ним/ней не интересно. КоментаріДодати коментар |
Владимир Федорин, главный редактор Forbes Украина, рассказал порталу MediaJOBS.RU о том, на какие форматы следует ориентироваться и как добиться успеха молодым журналистам.