Підписка на новини УАВПП

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola

8 червня 2012

Кейс: Team-билдинг, недорого. Как феодосийская «Кафа» повела читателей в экспедицию

Facebook Twitter LiveJournal

Акция «Море справа» родилась из увлечения главного редактора феодосийской газеты «Кафа» Ирины Прокопюк. Сама любительница пеших походов вдоль моря, Ирина разработала проект пешеходной экспедиции от Феодосии до Керчи. Экспедиции, каждый день которой был запечатлен в статьях, фото и видео.

Об этом проекте на рынке рассказывают как о легенде, но сама Ирина Прокопюк отозвалась на предложение «Редакторского портала» прописать кейс не сразу. Дело в том, что результатом акции стало появление уникального сайта www.moresprava.com. Но даже не пробуйте перейти по ссылке – сайт случайно пострадал во время технических работ, а без сайта Ирина разговор о проекте считала неполноценным.

Но сейчас она решила восстановить ресурс. «Все материалы у нас остались, а информация, собранная нами о западном побережье Крыма – бесценна. Ее нигде нет. Поэтому мы его обязательно восстановим», - обещает она.

Скажем сразу: акция не подняла тираж издания, посещаемость сайта увеличила незначительно и не принесла прибыли. «За 20 лет работы в “Кафе” я помню только один случай, когда тираж вырос процентов на 15 – это было лет 10 назад, когда посадили мэра Феодосии Владимира Шайдерова», - констатирует Прокопюк.

Кейс «Море справа» не о бизнес-показателях. Он о другом: как за небольшие деньги получить уникальный контент («70% той информации, которую мы собрали, нет ни в одном путеводителе»), повысить доверие читателей и сплотить редакцию.

О «Море справа» «Редакторскому порталу» рассказывает Ирина Прокопюк.

Чем делать очередной конкурс ко Дню подписчика или проводить розыгрыш призов, мы решили придумать акцию, которой раньше не было. Тем более, что стимулирование денежными призами воспринимается нашими читателям без восторга: удовлетворен только тот, кто выиграл, а проигравших – всегда больше. Поэтому мы задумали акцию без проигравших.

Еще одно условие, которое нам нужно было соблюсти, состояло в том, что это может быть только малобюджетное мероприятие: мы не можем себе позволить большие траты.

Из первого анонса «Моря...»:

...каждый раз, выбираясь в дневной поход, я думала: как бы хорошо уйти подальше, с ночевкой, и так бы все идти, идти. И вдруг в случайном разговоре оказалось, что я не одна такая идиотка. А нас много! И спонтанно родилась идея: а не обойти ли весь Крым? Вот так как-то утром выйти из дому, да и уйти вдоль моря, и через пару месяцев вернуться.

Но кто же это может себе позволить? Два месяца! Да никогда! И надежда уже стала таять в тумане, как родилась мысль: необязательно идти весь путь. Можно разбить маршрут на этапы по 4-6 дней, и пройти один или два, передавая эстафету следующей группе.

В то же время родилось и название проекта: «Море справа!» Мы выходим из Феодосии, движемся в сторону Керчи, - а море справа! И мы идем, фотографируем, снимаем видеосюжеты, пишем о том, что видим, - и это сразу же попадает на сайт (да, придется тащить нетбук), и ночуем в палатке, и питаемся, чем придется, и радуемся жизни. А добрые местные жители по ходу нашего движения радостно угощают нас пивом и кормят плюшками, а также проводят обзорные экскурсии по местам боевой и прочей славы.

Акция анонсировалась в газете и на сайте – целью анонсирования было собрать участников. Мы понимали, что силами сотрудников газеты провести такой поход будет достаточно сложно.

Основной упор при анонсировании мы сделали на форум нашего сайта – там у нас есть большая инициативная группа, в частности и феодосийцы, которые разъехались по миру, но интенсивно общаются у нас на форуме. Они оказали самую горячую поддержку проекту.

В газете мы анонсировали акцию 4 раза. Мне сложно судить, как сработал анонс в принте, но сайт роль информирующей и мобилизационной площадки выполнил. Например, прочитав анонс на сайте, к акции присоединились врачи Феодосийской детской городской больницы, которые прошли с нами несколько этапов.

Если говорить о читателях, то мне кажется, что людей более всего привлекало следующее:

- возможность принять участие в оздоровительном походе в хорошей компании;

- познакомиться в оффлайне с журналистами газеты и своими онлайн-друзьями с форума;

- побывать в новых местах.

Что касается «гражданской журналистики», на которую мы, признаюсь, рассчитывали, то фото и видео контент наши «непишущие» попутчики поставляли с энтузиазмом. А вот писать приходилось самим журналистам.

Планирование

Сначала мы распланировали время и этапы.

Старт назначили на Международный день здоровья - 7 апреля.

Выделили на маршруте 12 этапов:

10 этап – Севастополь – Ялта

11 этап - Ялта – Судак

12 этап – Новый свет – Феодосия

Расчетный километраж – 20 км в день. Если по трассе – 25 км. Если в горах – 15 км

Расчетный финиш – 10 июня.

Закрепили за каждым этапом старшего. Потом составили график экспедиции для сотрудников  газеты. Скажу сразу: это был чуть ли не самый сложный организационный момент для маленькой редакции, который потребовал дипломатии и управленческой тонкости – не всегда получается вырвать человека из производственного процесса на 3 – 5 дней.

Бюджет

Как я уже говорила, малобюджетность была одним из ключевых условий данного проекта. Поэтому мы просчитали только самое необходимое.

Необходимыми оказались:

- нетбук;

- палатка;

- футболки для участников;

- походные принадлежности: примус, спальники, аптечка;

- оплата проезда участникам до начала этапа;

- журналистам из редакции газеты «МИГ», которые взяли на себя один из этапов в Северном Крыму, мы оплатили суточные;

- работа веб-отдела, который запрограммировал сайт www.moresprava.com.

Общий бюджет проекта составил 8 000 грн.

Я считаю, что мы обошлись минимальными деньгами, ну и к тому же самые затратные покупки – нетбук и палатка – остались в редакции и используются в других проектах.

Планирование контента

Каждый день материал о «Море» публиковался на сайте – с фото и видео.

Газета «Кафа» выходит три раза в неделю – в понедельник и пятницу мы давали небольшие колонки о нашем путешествии, а в самом тиражном номере с программкой (среда) экспедиции был посвящен разворот.

Ударение мы делали на просветительском характере информации: процентов 70 той территории, по которой мы шли, не описана. В интернете такой информации почти нет. В путеводителях – тоже.

Нам удалось найти ярких героев публикаций и темы для будущих журналистских репортажей: о смотрителях маяков, их мы насчитали 12, о необычной фауне мыса Опук, о Керченской крепости, о развалинах крымской АЭС.

Одна из участников похода – киевская художница Ирина Кожевникова, стала блогером нашего издания, а сейчас даже купила в Крыму дом и готовится к переезду.

К нам присоединились журналисты других изданий (в том числе, «Российской газеты»), а отдельное спасибо журналистам ТРК «Бриз», которые на подходе к Керчи встретили меня, отобрали рюкзак и накормили бульоном из домашнего гуся. Дело в том, что первый этап я шла одна, под проливным дождем...

Старт и финиш проходили под городской веб-камерой, так что мероприятие можно было видеть в прямом эфире. И да, на финиш пришло даже руководство города с шампанским.

Если говорить об итогах экспедиции, то я бы сказала так: денег много не потратили, акция была имиджевая, мы получили качественный контент, который читался хорошо. И хотя оценивать ее сложно (в каких критериях измерить доверие к газете?), но для самой редакции она сработала покруче дорогого тренинга по team-билдингу: «Море справа» сдружило коллектив, создав из редакции единую команду, способную к самоорганизации и работе на результат.

И сайт мы обязательно восстановим. Ради той бесценной информации, которую удалось собрать.

Резюме:

1. «Газетная экспедиция» прекрасно сработала как team-билдинг, дала качественный контент, повысила лояльность читателей, но на бизнес-показатели не повлияла.
  2. Тщательно отнеситесь к планированию. Главными препятствиями «Моря справа» были: погода, военные и насекомые. Этих сложностей можно было бы избежать, если бы мы внимательнее отнеслись к прогнозам Гидрометцентра, заранее уладили вопросы с пограничниками и банально купили средства от насекомых.
  3. Спланируйте этапы экспедиции и назначьте старших этапов.
  4. Анонсирование – важный этап. Упор в анонсах делайте на сайт: там аудитория более предрасположена к интерактиву.
  5. Ищите соратников в дружественных СМИ – таким образом вы приобретете попутчиков, а акция получит больший резонанс.
  6. Распланируйте подачи материалов – на сайт и в принт.
  7. Среди читателей – участников похода ищите тех, кто в дальнейшем продолжит сотрудничество с изданием или же сможет оказать экспертную помощь.