|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
18 березня 2019
VICE: КАК УСПЕХ ХУЛИГАНСКОГО СМИ СФОРМИРОВАЛ НОВЫЕ МЕДИАТам журналу пришлось сменить название на Vice (англ. «порок»), отбросив одну букву, чтобы избежать судебного иска от нью-йоркской Village Voice. Фишкой журнала, который изначально нашел аудиторию среди скейтеров и прочих субкультурщиков, стали ограниченные тиражи. Шейн Смит нарочно не собирался полностью покрывать спрос на свой продукт: он хотел, чтобы Vice был в дефиците. В США все 150 000 копий журнала расходились в считанные часы, и Смит представлял, как купленные экземпляры передаются из рук в руки, создавая ауру культовости и недоступности. Тогда же выкристаллизовались провокационные форматы Vice: в 1999 году вышел «Расистский выпуск» с фотографиями стереотипных представителей разных рас, и появилась рубрика «Модные за и против», где авторы на примерах объясняли, как одеваться, чтобы не выглядеть отстало.
Уже на этом этапе началась «диверсификация бренда»: у Vice появилась своя звукозаписывающая компания и склады со скейтерской одеждой. Смит писал, что он покупает не просто новые подразделения: он покупает сам феномен уличной культуры. Журнал одновременно пытался продаться мейнстримному медиабизнесу и язвил, когда у него это не получалось: получив от Time письмо-отказ от рекламного сотрудничества, редакция опубликовала его в очередном выпуске Vice. Алви мечтал о том, как Vice породит «панк-роковый капитализм»: журнал активно публиковал нативную рекламу, но уже после «Расистского выпуска» некоторые партнеры предпочли разорвать отношения с неуправляемой редакцией. Vice при этом не шел на уступки: в противовес Buzzfeed с его политикой «нет хейтерам», издание не стремилось быть хорошим для всех – только для мужчин с определенным чувством юмора и интересами (политкорректность явно не входила в их число). Истории о культуре сексизма в Vice начали выходить за пределы редакции, так что женские панк-группы отказывались от минуты славы на страницах журнала, прослышав о мизогинии его владельцев. И хотя благосклонные к шефу сотрудники сравнивали Шейна Смита с Теодором Рузвельтом, сам он – вопреки своей приверженности «панк-капитализму» – считал себя редакционной версией Сталина. Формулой Vice в начале 2000-х стало выражение «smart and stupid» – по словам Алви, журнал сочетал в правильной пропорции «дурацкий (stupid) контент, сделанный по-умному, и умный (smart), поданный по-дурацки». 11 сентября 2001 года этот механизм дал сбой, и результатом стал сделанный по-дурацки дурацкий выпуск: в письме редактора утверждалось, что из-за нежелания некоторых сотрудников печатать репортажи о кокаиновых вечеринках во время траура выпуск получился «самым скучным за шесть лет». «Но черт с ним – жизнь продолжается», – заканчивалось послание. Да будет видео: контент-ферма имени Спайка Джонза
В 2006 году выпуск Vice попал в руки нужному человеку. На этот раз им оказался не медиамагнат-толстосум, а влюбленный в скейтбординг режиссер Спайк Джонз («Быть Джоном Малковичем»), который создал знаменитое и самое травмоопасное шоу на ТВ – «Чудаков» для MTV. Впечатлившись гонзо-репортажами и беспардонной эстетикой журнала, он встретился со Смитом и выпалил: «Чем бы вы там ни занимались – покупкой грязных бомб в Болгарии или вроде того – надеюсь, вы берете с собой оператора». Конечно, берут, заверил его Смит, у которого в редакции попросту не было видеоаппаратуры. Очередной чек он потратил на ее покупку. Параллельно в интернете зарождался феномен YouTube. Изначально он задумывался как сайт видеознакомств: проект, где люди будут снимать себя на камеру и выкладывать на суд незнакомцев. Постепенно эта идея расширилась, и стали зарождаться первые формулы вирусных хитов: это могло быть как случайно снятое на улице видео, как «Дядюшка из автобуса», где житель Гонконга кричит на пассажира, громко разговаривающего по телефону, так и профессиональный ролик вроде рекламы Nike с Роналдиньо. Оба формата были уже освоены Vice в текстовом формате: оставалось лишь взять в руки камеру. Так родилась компания VBS.tv, которая на деле была видеоподразделением Vice, для солидности названным в стиле кабельных сетей. VBS, как и его спонсор MTV, предпочитала «сырую» эстетику и стремилась к коммерциализации молодежной культуры. Если ведущий приходил на съемки с похмелья, это не порицалось, а приветствовалось. Креативным директором предсказуемо стал Джонз, сразу придумавший идеальный формат для аудитории миллениалов: документальные мини-фильмы на перекрестье между «настоящими» новостями и развлечением. Одним из первых проектов VBS стал знаменитый «Гид Vice по путешествиям», в рамках которого журналисты снимали сюжеты среди венесуэльских банд и сибирских сектантов. Шейн Смит побывал и в Чернобыле, постреляв из автомата по заброшенным зданиям. К 2007 году аудитория этих видео превысила число читателей журнала Vice. Положение дел на ТВ играло на руку новому проекту: в 1985 году вечерние новости по телевизору смотрели 50 млн американцев, но к 2008 году их число упало до 29 млн. При этом количество каналов за этот период поразительно выросло (с 15 до 120), так что борьба за аудиторию велась не на жизнь, а на смерть. Зрители 18-29 лет были самыми недоступными для телевизионщиков, и именно за них взялся Шейн Смит – и проделал с YouTube то же, что Buzzfeed проделала с Facebook. Он нашел идеального ведущего и идеальный сюжет, который станет воспроизводиться снова и снова. Ведущим (и одновременно героем) стал неуклюжий стажер Vice Томас Мортон, выпускник литературного факультета: его первым впечатлением в редакции было то, что из-за атмосферы и количества татуированных сотрудников ее легко было перепутать с местным баром в день рок-концерта. Мортону дали обидное прозвище (Baby Balls) и поручили охранять «Мерзкую банку» – стеклянный сосуд, куда сотрудники для смеха бросали штуки вроде тампонов и плевали, заболев гриппом. Но ему дали еще кое-что: место под софитами в роликах, которые Vice назвали «погруженчеством». В 2010-х Vice превратится в контент-ферму с акцентом на видео: в день будет штамповаться до 7000 оригинальных материалов, в то время как New York Times не позволяет себе публиковать больше 300 материалов в день. Контент Vice при этом не будет бесплатным – разрастаясь на международном уровне, компания начала взимать с заграничных партнеров высокие лицензионные взносы, мотивируя цену тем, что никто другой не способен достучаться до лиц 18-24 лет. Да будет маркетинг: как угодить Nike и Ким Чен ЫнуВ 2006 году у Vice появилось собственное рекламное агентство Virtue («Благодетель»). Самым востребованным качеством рекламы становилась аутентичность – и Virtue сделали ее своей целью. Вместо дешевых баннеров агентство предлагало навороченные продюсерские прероллы, которые легко было спутать с документалками, перед которыми они запускались. В то время как крупные медиа продолжали считать смешивание «церкви и государства» (читай, редакционного и спонсорского контента) неэтичным, в Vice написанием сценариев для рекламы занимались непосредственно члены редакции. Спайк Джонз был одним из пионеров нативной видеорекламы, которая копировала формат журналистских материалов и фильмов. Порой в подобных роликах даже не звучало название рекламируемого бренда. Одним из хитов Джонза стала реклама IKEA, задавшая впоследствии направление роликам Vice: в частности, замаскированной под 31-минутный фильм рекламе водки Absolut. Фильм Джонза о влюбленных роботах был показан на Сандэнсе и собрал массу позитивных отзывов. Vice начала прогибаться под рекламных партнеров (подобно тому, как поступила Buzzfeed, удалявшая упоминания «своих» брендов в нелестном контексте), и в поисках компромисса стала редактировать собственные документальные фильмы. Представителям Nike не понравилось, что в документалке о членах Ку-Клукс-Клана один из них носит футболку бренда. Пивоваренная компания Anheuser-Busch воспротивилась тому, что другой клановец появился в кадре в бейсболке Bud, попивая пиво Bud Lite. Постепенно редакционные и спонсорские видео Vice стали показывать диаметрально противоположную картину мира: мрачные фильмы о нищенских подворотнях соседствовали с духоподъемным сторителлингом о живущих полной жизнью «трастафарианцах» (молодых людях, обеспеченных за счет трастовых фондов). Порой два типа контента соответствовали друг другу тематически, но ни одной другой компании не пришло бы в голову объединить их из этических соображений: так, реклама компьютерной игры о стрелке-мстителе соседствовала с фильмом о насилии в Чикаго, где так легко добыть огнестрельное оружие. Но умение правильно «подкатить» к клиенту многому научило Vice и как журналистов. Изданию удалось проникнуть в КНДР, подкупив Кин Чен Ына встречей с его любимым американским баскетболистом Деннисом Родманом. Журналисты отужинали во дворце с лидером Северной Кореи, выпустив репортаж под заголовком «У КДНР есть друзья в США в лице Денниса Родмана и Vice», и лишь вернувшись в Бруклин, обнародовали изначально задуманные ролики о пустующих библиотеках, «потемкинских» кафе, где американцы были первыми клиентами за десятилетие, и концлагерях. Да будут новости: хорошие сделки при плохой игреНезаметно трэвелоги Vice превратились в полноценные репортажи. К редакции присоединились настоящие корреспонденты, включая тех, кто раньше работал в горячих точках. Медьян Дарьех ради Vice две недели пробыл среди лидеров ИГИЛ, и кадры из снятого им 42-минутного фильма «Исламское государство» разошлись по всем мейнстримным каналам. Но при переходе в высшую лигу Vice продолжала придерживаться принципов «репортерского мазохизма». Никто не озаботился тем, чтобы разработать чеклист безопасности для поведения в опасных зонах. В горячих точках журналисты Vice оказывались без бронежилетов. В клинике для больных вирусом Эбола в Африке корреспондент пребывал без защитного костюма. Компания зачастую не могла (или не хотела) помочь попавшим в беду сотрудникам. Когда проблемы с заграничными властями или военными возникали у фрилансеров, то Vice в целом была не обязана их решать. А с расширением штата и географии редзаданий проблемы возникали все чаще: репортера Vice задержали в Турции, а опытного корреспондента Саймона Островски захватили в плен пророссийские сепаратисты на Донбассе. Впоследствии его материал для Vice о войне в Украине выиграет «Эмми». Зарплата и близко не соответствовала уровню опасности «в поле» и уровню стресса в редакции.Даже Дарьех, бравший интервью у ИГИЛовцев, получал меньше корреспондентов кабельных каналов. Редактор Vice в среднем зарабатывал $28000 в год (для сравнения, газета национального уровня даже в худшие свои годы не платит на этой позиции меньше $75000). Женщина в редакции зачастую получала повышение без прибавки к зарплате. При этом роскошный образ жизни начальства (наркотики и вечеринки никуда не делись, продолжая поддерживать боевой дух Смита на глазах сотрудников) говорил обозленным редакторам, что деньги в компании водятся в более чем достаточном количестве. Многие становились перед выбором: уйти из-за недовольства угнетением и зарплатой или продолжать работать в «самом крутом медиа». Капитализация компании при этом лишь росла: в 2013 году медиамагнат Руперт Мердок встретился с Шейном Смитом, за чем последовала инвестиция от 21th Century Fox в размере $70 млн. (На этот момент Vice оценивалась уже в $1,4 млрд.) A&E подбросили еще $250 млн, Disney – $200 млн. За короткий промежуток времени бывшее «медиа для скейтеров» оценивали уже в $4,5 млрд. Но на горизонте уже собирались тучи: чтобы осязаемые миллионы однажды оказались в руках Смита и его партнеров, компании нужно было выйти на публичный рынок или быть купленной еще более крупной компанией. Сделка с HBO должна была помочь Vice Media окончательно превратиться в «настоящих» новостников (кабельный канал, в свою очередь, получал взамен молодежную аудиторию, раньше не горевшую желанием покупать подписку). В этом же году официально появилось подразделение Vice News. Своей территорией компания объявила социокультурные явления, которые не попадали в кадр крупных каналов: ЛГБТ, неофашистские и антифашистские движения, «легалайз» и современное искусство. В то время как в офисах Vice процветала нетерпимость, Смит начал нанимать редакторов с прицелом на расовое и гендерное разнообразие: так, обозревать глобальное потепление стала гендерно-неконформная выпускница факультета биологии Ариэль Дюхейм-Росс. Старшие собратья продолжали смотреть на трансформацию свысока, называя деятельность Vice «журно-туризмом для хипстеров». Но за счет связей в андеграунде компании удалось одной из первых проникнуть в движение альтрайт. Придерживаясь своего фирменного стиля, в котором нет места для поучающих комментариев ведущего, Vice вела репортаж из Шарлоттсвилля, где столкнувшиеся митинги левых и правых закончились гибелью антифашистки Хэзер Хейер. Однако компании не удалось адекватно осветить выборы 2016 года в США. И не потому, что Vice, подобно Buzzfeed, заменила репортажи попойками (к решающему дню редакция подошла подозрительно трезвой), а из-за отсутствия опыта. 23-минутный финальный репортаж не набрал и миллиона просмотров. У молодых сотрудников попросту не было источников в ФБР, Министерстве юстиции и других департаментах, откуда «старые медиа» черпали информацию о предполагаемых связях Трампа с Россией. Пока остальные СМИ получали траффик уровня Супербоула, Vice стагнировала. КоментаріДодати коментар |
У Vice необычное для СМИ название – и необычная судьба. Компания проделала путь от фотосессий со стриптизершами до интервью с лидерами ИГИЛ и ужина с лидером КНДР, попутно придумав десятки новых форматов, которые многим новым медиа лишь предстоит повторить.