|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
21 травня 2012
Планшетная версия как симулякр изданияДизайн, если так можно выразиться, первых автомобилей ясно напоминал экипаж, лишенный лошадей. Наверное, это было неизбежно: если бы Карл Бенц предложил рынку не подобие кареты без оглобель, а, допустим, современный спорткар, его вряд ли бы понял не только покупатель, но и Готтлиб Даймлер. Новый товар, даже самый революционный, должен быть похож на что-то предшествующее. Первый автомобиль, «повозка с бензиновым двигателем» (его всамделишное название) – это фаэтон, только без лошади.
Один из первых автомобилей Карла Бенца. Да Винчи представлял свой аэроплан похожим на птицу. Мобильные телефоны начинали как толстые телефонные трубки. Интернет-сайты на заре туманной юности походили на страницы бумажных документов, а новостийные – на полосы газет. Но за многие годы сайты избавились от всего, что связывало их с печатными изданиями лишь в силу традиций или стереотипов.
На иллюстрации вы видите трансформацию сайтов двух известных медийных брендов за последние 10-15 лет. Но традиции и стереотипы оказались невероятно живучи. И вот мы вновь наблюдаем упорные попытки перенести в очередной гаджет атрибуты материального издания. Однако изображение на экране планшета старой доброй стопки бумаги в переплете, увы, чаще всего напоминают автомобиль с пристроенными спереди декоративными лошадьми из папье-маше, скрывающими колеса под нарисованными копытами. Любой издатель периодики может профессионально порассуждать о преимуществах и особенностях формата «таблоид» или «берлинер», рассказать, зачем сажать газету на скрепку или увеличивать интерлиньяж. Каждый, причастный к прессе, знает, чем было обусловлено появление колонок; все мы помним о вреде слепой верстки и можем объяснить, зачем в статье должно быть несколько входов, какую роль играет лид, врез, вынос и подверстка. …Разница между боргесом на шпонах, которым набираются передовицы «Таймса», и слепым шрифтом дешевеньких вечерних листков не менее очевидна, чем разница между вашими неграми и эскимосами А.Конан Дойл.Собака Баскервилей. Нам понятно, почему при чтении текста с листа страница удобнее, чем свиток. Но кто может объяснить, зачем нужны страницы в планшете? Зачем «печатная» верстка? Ведь все приемы «бумажного» дизайна, все эксперименты с форматами, оформление обложки, да вся организация периодического издания были призваны преодолевать ограничения, накладываемые материалом (бумага) и транспортом доставки информации (розничная торговля или подписка). Но этих ограничений у электронного коммуникационного устройства нет. Не осталось и нужды копировать приемы, эти ограничения снимающие.
Зачем на экране планшета воспроизводить обложку, призванную решать маркетинговые задачи издания на витрине «офф-лайнового» киоска? Зачем изображать логотип так, словно пользователь будет искать его взглядом с расстояния 5 метров? Что же случилось с издателями, которые кинулись входить в эту воду по второму кругу? Почему они пытаются сымитировать в планшете формальные атрибуты прессы, «украшая» получившийся симулякр передовыми достижениями научно-технического прогресса? Неужели этот ажиотаж вокруг «диджитал паблишинга» возник только потому, что появилось устройство, похожее геометрией на книжку (а книжка – это ж почти журнал, верно?) и интерфейсом, воспринимающим тактильные сигналы, в т.ч. имитацию «листательного» жеста? И этого искушения оказалось достаточно, чтобы забыть 20 лет развития юзабилити интернет-коммуникаций, и начать спешно прикручивать к капотам автомобилей картонных лошадок? Пока на этом пути больше поражений, чем побед. И это главное доказательство того, что попытка продавать автомобиль под видом «самодвижущейся кареты» бесперспективна. Обзавелся двигателем – убирай оглобли. Александр Ратнер для Редакторского портала КоментаріДодати коментар |
64% [прессовых] приложений, которые люди скачали и установили у себя, они открывают один раз. Только 4% приложений, установленных год назад, по прежнему используется сегодня.
Антон Носик