Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


5 серпня 2011

Новые медиа

Facebook Twitter LiveJournal

Прежде чем обсуждать понятие новых медиа, есть смысл остановиться на его составляющих.

Границы явления

В русском языке уже некоторое время живут несклоняемое слово «медиа» и образованное от него прилагательное «медийный». В толковых словарях его нет, но оно употребляется в профессиональном сленге и обычно означает «регулярно выходящее или обновляемое издание», то есть фактически выступает синонимом словосочетания «средство массовой информации». Далее, существует несколько заимствованных слов и выражений, включающих в свой состав этот компонент: мультимедиа, цифровые медиа, социальные медиа, масс-медиа (имеются в виду, опять же, СМИ); и, собственно, новые медиа.

В статье про «новые медиа» в русскоязычной Википедии в качестве термина-синонима значится выражение «новые СМИ», что показательно, учитывая распространенное в русском языке употребление слова «медиа».

«СМИ» - это определенный тип носителя информации. Юридическое значение этого понятия описывается в соответствующем российском законе о средствах массовой информации. Закон, в частности, гласит, что «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)», а также что, например, «сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является».

С другой стороны, заимствованное английским языком латинское “medium”, от которого образуется множественное число “media”, означает «средство», «способ», «посредник», а также «носитель информации». В одном из распространенных употреблений media — это совокупность разнообразных medium'ов, посредством которых передается, а также создается разнообразная информация. Это и книга, и кассета, и предназначенное для ее воспроизведения устройство, и радиотрансляция, и телепередача, и телеграф, и Интернет в целом, и компьютерная игра, и печатное издание, и блог, и социальная сеть, и многое другое. Существуют, в частности, broadcasting media (транслирующие медиа; в нашей традиции - электронные СМИ) — радио- и телекомпании – и print media (пресса, печатные СМИ).

Когда у нас переводят “media” как «СМИ», например в выражении “discussed in the media” («обсуждалось в СМИ»), это в ряде случаев оправданно с той только разницей, что исходные «media» часто подразумевают более широкое дискуссионное пространство – включая блогосферу и социальные сети.

Соответственно, и выражение «новые СМИ» не очень точно передает значение “new media”, потому что оно либо очень сужает эту сферу, сводя ее только к новым формам бытования СМИ, либо неопределенно расширяет само понятие «СМИ». Вариант «новые медиа» представляется более корректным, хотя из-за приобретенных в русском языке коннотаций слова «медиа», это тоже не спасает от неточного понимания.

Люди, которые пользуются термином «новые медиа» вкладывают в него разный смысл. В большинстве случаев эти смыслы объединяет то, что речь идет о чем-то цифровом и интерактивном. Именно сочетание этих двух признаков чаще всего выделяется как необходимое для этого феномена. Например, печатное издание, не имеющее выхода в Интернет, может быть в своем роде интерактивным, если, скажем, оно реагирует на письма читателей. Радио- или телепередача по заявкам тоже интерактивны. Но к новым медиа их не относят, потому что они не цифровые. С другой стороны, можно представить себе совершенно герметичный вебсайт, чтение которого мало чем отличается от чтения бумажной газеты. Он цифровой, но не интерактивный, поэтому тоже остается за пределами сферы новых медиа. На этом основании новые медиа обычно противопоставляются «традиционным» (traditional media) — прессе, аналоговому теле- и радиовещанию.

Есть еще и та проблема, что в самом термине присутствует слово «новые», а новизна — вещь относительная. Помимо собственно создания новых технологий и того, как они влияют на коммуникацию, происходят события, влияющие на общественную оценку их потенциала. Например, в 2009 г., по итогам событий в Молдавии и Иране, было много энтузиазма по поводу твиттер-революций, который быстро сменился скепсисом, потому что радикальных изменений вследствие этих революционных проектов не происходило. Потом, в самом конце 2010 г., началась серия волнений в арабских странах, и общественное отношение к мобилизационным возможностям социальных сетей снова изменилось.

Вызов для СМИ

СМИ всегда рады получить новый источник информации или упрочить контакт с аудиторией. Для более подробного обсуждения появившихся в связи с развитием технологий новых возможностей СМИ (точнее – обновившихся, потому что аналоги всему этому можно найти и в прошлом), имеет смысл попробовать их систематизировать.

Иван Бегтин, эксперт по открытым данным и директор «Лаборатории интеллектуального анализа данных», считает, что проекция новых медиа на пространств СМИ – это «совокупность новых форматов работы изданий по привлечению аудитории с использованием наиболее актуальных и востребованных инструментов визуализации информации, донесения её до аудитории и вовлечения аудитории в создание содержания издания». Здесь он наблюдает четыре формирующиеся направления (см. также его схему):

  • гражданская журналистика;
  • журналистика данных;
  • краудсорсинг;
  • интерактивные сервисы.

Под гражданской журналистикой подразумевается привлечение людей, не являющихся сотрудниками издания – большей частью непрофессиональных журналистов, к созданию для него контента. Это может реализовываться в форме мониторинга блогов или инструмента для удобной связи с редакцией, чтобы предложить свои заметки, фото или видео. Иногда предлагается вести блоги на сайте издания, иногда издания транслируют чьи-то блоги на свои сайты. Ведение блогов либо вообще не приносит их авторам дохода, либо приносит, но незначительный. Однако благодаря таким публикациям блоггеры становятся известными, а также получают возможность транслировать свои идеи широкой аудиторией, если таковой располагает издание. Издания, со своей стороны, заинтересованы в привлечении интересных блоггеров, во-первых, потому, что они создают дополнительный контент, во-вторых, потому что эти блоггеры благодаря глобальным масштабам Интернета могут находиться практически в любой точке мира и транслировать информацию оттуда. В этом качестве гражданская журналистика может частично замещать собой региональную журналистику. Сейчас блоги ведутся при многих влиятельных изданиях: NY Times, The Economist, Wired, The New Yorker, BBC, Financial Times и пр.

Под журналистикой данных понимается то, что по-английски называется data journalism или data driven journalism и противопоставляется, с одой стороны, журналистике наблюдений и впечатлений, с другой стороны понятию database journalism (журналистика баз данных). «Журналистика баз данных» – это, прежде всего, работа с труднодоступными данными, которые используются в журналистских расследованиях. Журналистика данных – это анализ и обработка открытых данных, находящихся в свободном доступе в Интернете, а также представление этих данных в виде наглядной инфографики (графиков, диаграмм, географических карт и т.п.). Открытые базы данных создаются государственными ведомствами разных уровней, корпорациями и некоммерческими организациями для роста «прозрачности» государства. Этот показатель учитывается международными рейтингами, а они, в свою очередь, могут влиять на привлечение инвестиций и престиж государства.

В сфере журналистики данных постепенно вырабатываются свои стандарты. Так, по словам Бегтина, недостаточно просто взять какие-то данные, нарисовать по ним график и вставить его скриншот в статью. Важно, во-первых, дать ссылку на исходную базу данных, во-вторых, выложить списком или таблицей сами данные, на которых основан анализ, и, в-третьих, предоставить инструмент для работы с этими данными, – например, интерактивный график, позволяющий рассматривать детали. Образцом такого подхода Бегтин считает блог данных, организованный британским изданием Guardian.

Краудсорсинг – это целенаправленная проработка поставленных вопросов с широким кругом  пользователей. «Краудсорсинг, - говорит Бегтин, - может принимать весьма разные формы. Он может включать возможность написания рецензий к фильмам, совместное обсуждение документов, совместное написание текстов, тематические проекты по сбору информации по определённым темам». Недавно, когда в США решали, что делать с государственным долгом, NY Times предложила читателям поделиться своим мнением: можно было проголосовать за один из предложенных вариантов и снабдить свой выбор комментарием. Результаты голосования отображались в виде инфографики.

Наконец, интерактивные сервисы, «помимо визуализации и возможности работы с открытыми данными (например, как это сделано в проекте StatPlanet), позволяют использовать идеи Edutainment и создавать другие интересные для аудитории инструменты» - например, онлайн-калькуляторы налогов, инфляции и т.п. Это нужно для дальнейшего вовлечения аудитории в использование опубликованных материалов.

Разные средства массовой информации по-разному реагируют на распространение новых медиа. В середине 2000-х гг. в США было много разговоров о том, что развитие новых средств коммуникации ставят под угрозу существование газет. В то же время предполагалось, что телевидению, популярному среди американцев и спонсируемому правительством, пришествие блоггеров и социальных сетей не угрожает.

Развитие и распространение новых сервисов в Интернете привело к тому, что крупные информационные издания были вынуждены внести серьезные изменения в свои практики – в частности, они стали развивать те направления, о которых шла речь выше. Кроме того, многие из них стали предоставлять пользователям свободный доступ к своему контенту, хотя раньше он были платным. Так, в 2007 г. полностью бесплатной стала онлайн-версия NY Times. Правда, в марте 2011 г., освоив новые возможности, NY Times опять ограничила бесплатный доступ – теперь безвозмездно можно читать только по 20 статей в месяц. С этим ограничением пользователи, впрочем, быстро справились: защита от желающих прочитать всё и бесплатно оказалась настолько проницаемой, что наводит на мысль о так называемой тактике “paywell” (когда функции защиты сводятся к намеку о том, что стоило бы заплатить).

Новые медиа широко применяются в развивающихся вокруг некоммерческих изданий общественных проектах. В качестве примера можно привести электронное издание openDemocracy, которое активно привлекает широкую аудиторию к участию в онлайн-обсуждениях, а также стремится создать масштабную дискуссионную платформу с использованием форумных форматов, MediaWiki и социальных сетей.

Такая специальная группа средств массовой информации как научная периодика тоже претерпела некоторые изменения. В частности, стала стремительно расширяться сфера легального открытого доступа (open access), когда научный журнал целиком или частично становится общедоступным. Это связано с появлением открытых репозиториев, где авторы могут выкладывать свои работы. Такие репозитории стали создавать и при научных изданиях.

Журналы по искусству, которые прежде существовали в основном в печатном виде, потому что там большую роль играют изображения, благодаря развитию технологий мультимедиа стали развиваться в онлайн-режиме.

Попытки теоретизирования

Желание описать возникающие технологии, их применение и перспективы развития появилось еще с конца XX века — то есть с тех пор, как компьютеры стали всё более массово проникать в разные сферы общественной жизни. «Наиболее существенная черта новых электронных медиа - это то, что они все взаимосвязаны. Мы сейчас наблюдаем развитие универсальной взаимосвязанной сети, в которой присутствуют и аудио, и видео, и электронный текст;  это приведет к размыванию границ между межличностным общением и массовой коммуникацией, между публичными и частными формами общения», - написал специалист по медиатехнологиям Рассел Ньюман (Russell Neuman) в книге «The future of the mass audience» (Будущее массовой аудитории) в 1991 г.

В начале 2000-х гг. определение новым медиа дал специализирующийся в этой области Лев Манович (Lev Manovich). В книге “The Language of New Media” (Язык новых медиа, 2001 г.) он попытался разграничить новые и старые медиа, используя 5 параметров. Не то чтобы

Во-первых, «объект новых медиа может быть описан формально (математически). Например, изображение или форму можно описать, используя математическую функцию». Кроме того, «объект новых медиа подлежит алгоритмическим манипуляциям… Иными словами, новые медия становятся программируемыми». В противоположность этому, «старые медиа» невозможно в точности представить в цифровом эквиваленте. Такие объекты (например, аналоговые фотографии), хотя и могут тиражироваться, никогда не бывают идентичными.

Во-вторых, объекты новых медиа, в отличие от старых, строятся по модульному принципу. «Как фрактал, который имеет одну и ту же структуру на различных уровнях, объект новых медиа никогда не меняет своей модульной структуры. Элементы медиа, будь то изображения, звуки, формы или характеристики, представляют собой скопления отдельных единиц (пикселей, многоугольников, пространственных элементов, символов, скриптов). Эти элементы собираются в более масштабные объекты, но при этом сохраняют свои первичные свойства. Полученные объекты можно комбинировать и получать еще более масштабные объекты, причем составные части не утратят своей независимости».

В-третьих, вследствие свойств, описанных в первых двух пунктах, многие операции можно автоматизировать; благодаря этому ряд действий может выполняться без непосредственного человеческого контроля. Например, используя определенные заготовки и алгоритмы, которыми оперируют графические или текстовые редакторы, пользователи могут изменять медиаобъекты или создавать новые с нуля. Этот вид автоматизации Манович называет «низкоуровневым». К высокоуровневым он относит разработки, касающиеся сложных задач машинного обучения, когда компьютер начинает «понимать» пользователя. В частности, это важно для того, чтобы усовершенствовать возможности поиска медиаобъекта в медийной базе данных «Интернет».

В-четвертых, объект новых медиа можно изменять, и он может существовать в бесконечном количестве версий. В случае со старыми медиа композиция объекта навсегда зафиксирована. В частности, эта возможность подразумевает разграничение содержания и интерфейса, потому что одно и то же содержание можно выразить в разной форме и подстраивание объекта под персональные характеристики пользователя. Здесь же вводится понятие «гипермедиа» (hypermedia), которое описывает популярную новомедийную структуру (например, World Wide Web), где можно, следуя гиперссылкам, находить разные версии одного и того же документа. Наконец, варьируемость проявляется в возможности регулировать масштаб объекта и степень его детализации.

В-пятых, автор отмечает еще один аспект новых медиа, который он называет «перекодированием» (transcoding). В буквальном смысле это означает перевод медиаобъекта из одного формата в другой. Но Манович применяет это слово более широко: он имеет в виду перевод физических культурных объектов в формат медиаобъектов, которые обладают двоякой природой. С одной стороны, они считываются человеком, который устанавливает связь между ними и другими культурными объектами; с другой стороны, он считывается компьютером, который соотносит их с другими медиаобъектами по релевантным для него признакам (формат, размер, тип файла и т.п.).

В связи с новыми медиа Манович отмечает важность изменения способов представления информации. Он противопоставляет компьютерную базу данных, где информация систематизирована по иерархическому, объектному или иному принципу, распространенному в человеческой культуре «повествованию» (narrative), в котором информация преподносится в виде разворачивающейся во времени последовательной истории (как, например, в книге или фильме). Оперирование базами данных принципиально отличается от чтения книги или просмотра видео, но по мере распространения новых медиа этот способ представления и получения информации, по его мнению, включается в число других культурных практик.

Сейчас споры об определении новых медиа как таковых в англоязычной среде, откуда, собственно, и происходит термин, утихли. Больше обсуждаются различные формы и возможности новых медиа и их дальнейшее развитие. Именно разбору и осмыслению конкретных примеров мы и надеемся посвятить вторую часть этого обзора.

Полит.ру




Коментарі

Додати коментар