|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
12 квітня 2011
Три источника и три составные части планшетного журнализмаПричин две. Во-первых, со времени написания обзора прошло время, а в этой области ситуация меняется буквально день ото дня. Во-вторых, захотелось от обсуждения особенностей конкретных пакетов перейти к более общей теме: какую стратегию избрать издателю, желающему выпустить журнал для iPad’а? (сразу оговорюсь: речь пойдёт исключительно о технологической стратегии: как и с помощью каких инструментов создавать приложения; вопросы маркетинговой, редакционной и других стратегий остаются за рамками обсуждения). Чтобы говорить конкретно, зададим начальные условия. Предположим, издатель хочет распространять свой журнал строго в виде приложения (вариант мобильной версии сайта не подходит). Более того, он намеревается делать специализированное приложение, адаптированное под iPad, а значит, варианты распространения pdf-версии не годятся. Сразу отметаем и киоски для pdf-дистрибьюции (типа Zinio или PressReader), и псевдо-pdf-решения вроде Mygazines и Zmags. (Для тех, кто не знает, скажу: две последние компании предлагают компромиссный путь — усовершенствованная pdf-версия издания поступает к читателю в виде приложения, в комплекте с оболочкой-просмотровщиком). Что остаётся? Три варианта. Можно разработать собственный инструментарий, приобрести готовый пакет разработки или обратиться к аутсорсеру, который сделает работу «под ключ». Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Год назад, на заре планшетной эры, таким был путь любого издателя, стремившегося побыстрее освоить новый медиум. Причина проста — готовых пакетов разработки просто не существовало. Был только SDK от Apple (сейчас он носит название iOS SDK, тогда назывался iPhone SDK). Приходилось всё придумывать и создавать «с нуля». Возьмём, к примеру, издательство Bonnier, выпускающее такие журналы, как Popular Science, Science Illustrated, Parenting, Mama, Transworld Snowboarding и многие другие. Оно одним из первых заинтересовалось новой платформой — и начало разработку инструментария почти одновременно с появлением iPad’а. Результатом стал весьма удачный пакет разработки Mag+, продажа и интеграция которого теперь стала одним из направлений деятельности издательства.
Для крупных издательских проектов собственные платформы разработки создаются и сегодня. Последний пример — iPad-газета The Daily, запуск которой стоил компании News Corp. ни много ни мало 30 млн. долларов. Преимущества собственного инструментария очевидны: возможность учесть все черты и особенности издательского продукта, отсутствие зависимости от компании-создателя пакета (об этом ниже), низкая стоимость владения за счёт отсутствия платы за лицензию и доставку контента. Минусы тоже понятны: такой подход очень дорог на этапе разработки и внедрения, а также занимает много времени: по оценкам специалистов, даже суперпрофессиональной команде программистов понадобится от трёх до шести месяцев, чтобы создать и отладить свою программу. Понятно, что этот вариант доступен только крупным и богатым издательским домам. В нашей стране, насколько мне известно, по такому пути пошла только медиагруппа «ЖиВи» со своим журналом «Сноб». Судя по всему, последователей у них не будет, особенно теперь, когда вышел и начал активно продвигаться коммерческий релиз пакета Adobe DPS.
Так в настоящий момент поступает подавляющее большинство издательств. Приобретение коммерческого инструментария гарантирует быстрое и относительно несложное внедрение, отсутствие (будем надеяться) ошибок в конечном продукте, отработанное workflow, помощь разработчика. На сегодняшний день основных игроков на этом рынке двое: Adobe с его Digital Publishing Suite и компания Woodwing с пакетом Digital Magazine Tools. Я достаточно подробно разбирал эти программы в предыдущем обзоре, повторяться не стану. Поначалу некоторое преимущество имел Woodwing, который выпустил свой пакет гораздо раньше Adobe. В результате, целый ряд известных изданий стали выпускать планшетные версии на платформе DMT.
У пакета Woodwing есть существенный недостаток — он является составной частью системы Woodwing Enterprise, рассчитанной на очень крупные издательства. В результате использовать DMT могут лишь те компании, которые уже внедрили Enterprise либо приобретут всю систему целиком. Гораздо бо́льшую гибкость имеет пакет DPS от Adobe. Несмотря на то, что в коммерческой версии он вышел всего месяц назад, его давно начали использовать (ещё на этапе prerelease version) многие известные издательства, в том числе и российские.
Существует ещё несколько готовых решений, включая упомянутую выше платформу Mag+. Свой пакет для разработки приложений выпустил и Quark. Практически все имеющиеся на рынке пакеты разработки (кроме Quark App Studio, естественно) основаны на программе вёрстки InDesign. В InDesign CS5 интерактивные элементы создавались с помощью специальных плагинов, а выходящая на днях новая версия InDesign CS5.5 содержит эти инструменты в штатной комплектации. О преимуществах такого подхода я уже сказал, но есть и недостатки, причём довольно существенные. Во-первых, ограниченное количество готовых «эффектов», содержащееся в программе, неизбежно приводит к стандартизации разрабатываемых приложений. Возьмём, для примера, журналы, созданные на Adobe DPS, — вы легко их узнаете по совершенно одинаковому «киоску» со стандартной навигацией. Хотите сделать иначе? Увы, программа этого не позволяет (здесь я говорю о версии Professional; в варианте Enterprise, вроде бы, кастомизация киоска возможна). Второй минус — стоимость. Все без исключения разработчики готовых пакетов используют систему platform fee + delivery (или distribution) fee. Первая часть — это фиксированная сумма, которую издатель вносит каждый месяц за право использования системы. Вторая платится всякий раз, когда пользователь скачивает номер журнала в «киоске». Скажем, для Adobe DPS первая часть равна 495 долларов в месяц, вторая — от 12 до 22 центов за экземпляр (в зависимости от количества скачиваний). Минимальная distribution fee равна 5500 долларов в год, и платится она даже в том случае, если издание распространяется бесплатно. Это совсем не мало, если учесть, что 30% от прайсовой стоимости номера забирает Apple. Конечно, определённые расходы на доставку контента несут и издательства, выбравшие первый путь, — им тоже приходится платить CDN-провайдерам, с серверов которых пользователи скачивают файлы журналов, — но это гораздо меньшие суммы, чем 22 цента за номер. Следует понимать, что покупка готового пакета не освобождает издательство от существенных накладных расходов на производство цифровых версий. Создание журнала для планшета — достаточно трудоёмкое дело, и этим должны заниматься квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты.
Существуют компании, которые обладают собственными разработками в области создания журнальных приложений, но не продают их «в коробочном» варианте. Вместо этого они предлагают издательствам законченный цикл создания цифрового журнала на основе печатной версии. Мне удалось пообщаться с таким разработчиком. Компания называется EastMedia, а говорил я с её руководителем Виктором Лисицыным. Надо сказать, что поначалу я с определённым недоверием отнёсся к этому подходу. В своей предыдущей жизни, будучи директором типографии, я всегда предпочитал выполнять все элементы производственного цикла, что называется, «in-house». Зависеть от аутсорсера и, тем более, от его платформы, страшновато: исчезни он, и всё придётся начинать сначала. Кроме того, возникает неизбежная проблема отладки взаимодействия заказчика и исполнителя — проблема достаточно существенная, учитывая сложность продукта. Но есть и несомненные — и существенные — преимущества. Во-первых, платформа EastMedia «умеет» многое из того, что не дано, скажем, Adobe DPS. Весьма развиты интерактивные возможности (читатель может отправить понравившуюся статью в Facebook, Twitter или по почте — то, что так здо́рово реализовано в RSS-агрегаторах вроде Zite и чего так не хватает в большинстве журнальных приложений). Есть возможность сохранения отдельных статей в «Избранное». Важным преимуществом является модуль гео-таргетинга, позволяющий, например, варьировать рекламу в зависимости от расположения читателя, — или даже показывать жителям разных городов различные статьи в рамках одного журнала. Ничего подобного в готовых пакетах нет. Во-вторых, сотрудничество с аутсорсером избавляет издателя от необходимости расширять штат и нести другие накладные расходы на производство планшетной версии. В-третьих, ценовая политика EastMedia предполагает фиксированную оплату за единицу вёрстки приложения. Никаких distribution fee не взимается. Это упрощает экономику издателя: он знает, что ему нужно привлечь рекламы на определённую сумму, и проект станет прибыльным. Просто и понятно.
И самое главное — журналы у разработчиков EastMedia получается очень неплохими. Посмотрите сами.
Каждая из описанных схем хороша по-своему и для своих целей. Крупному издательству подойдёт первый путь. Издательству среднему, но регулярно выпускающему целый ряд изданий, — второй. Ну, а если вы только начинаете интересоваться планшетной платформой, или не планируете выпускать цифровые версии очень уж часто, или если в вашем городе нет специалистов по приложениям, или просто не хочется тратить много времени на вход в этот, не вполне ясный пока, рынок, — вам прямая дорога в такую компанию, как EastMedia. Фото в начале статьи: Madeline and Oliver checking out the iPad by Andrew Glenn. КоментаріДодати коментар |
Около месяца назад я опубликовал обзор издательских продуктов для создания цифровых версий журналов. И вот решил снова вернуться к вопросу.