|
|
20 липня 2010
Журналы будут такими, какими решит Adobe
Обнародованные издательским домом CondeNast результаты продаж Wired для iPad за первый месяц стали событием для всей журнальной индустрии. За июнь компании удалось продать более 90 тысяч экземпляров программ за довольно чувствительную для американской розницы цену в 4,99 долларов. Покупателей, среди которых был много поклонников культового техножурнала (что ожидаемо для владельцев айпадов), привлекла его интерактивность, возможность покрутить трёхмерные картинки, понажимать на интерфейсные кнопки и привести в движение графики и схемы. Для испытывающей перманентный спад продаж бумажных изданий Wired для iPad стал образцом того, каким могут и должны стать журналы без бумаги. Издателей, в частности, вдохновило то, что продажи цифрового Wired не «съели» продажи Wired бумажного — он продавался примерно так же, как и раньше, — да и реклама в цифровой Wired продавалась очень успешно.
Но «сделать так же» не так-то просто, не имея соответствующего инструмента. Точнее, сделать так же можно — можно нанять программистов, которые, промучившись несколько месяцев, наверное, сделают программу, которая будет делать примерно то же самое. Проблема только две: во-первых, разработка программ стоит совсем других денег, нежели подготовка оригинал-макета журнала, а во-вторых — такими темпами можно выпустить один номер, ну, два, но невозможно (хотя бы потому, что дорого) поставить издание на поток.
С тем большим нетерпением издательское сообщество ждало от Adobe, которая «отвечала» за техническую сторону подговки Wired для iPad, какого-то программного решения, которое позволило бы и всем остальным журналам ринуться в обещающую прибыль новую нишу. Adobe не слишком торопилась с анонсом такого решения, туманно пообещав, что до конца 2010 года, возможно, появится некая «платформа для цифрового издания», которая удовлетворит нужды издателей.
Промедление Adobe, возможно, было связано со скандалом, случившимся между Adobe и Apple и касавшимся как раз iPad. Adobe уже давно намекала на то, что готовит программное решение, которая позволило бы программистам и дизайнерам, работающим с Flash, без проблем и дополнительного программирования на «родном» для Apple, но не слишком популярном языке Objective C, конвертировать программы на Flash для их использования в мобильных устройствах Apple.
Такое решение автоматически добавило к отряду из сотен тысяч разработчиков программ для iPhone целую армию из двух миллионов Flash-разработчиков. А заодно это позволило бы обойти запрет на Flash в мобильных устройствах Apple, введённый Джобсом из тех соображений, что Flash дурён, плох, ужасен, пожирает беззащитный процессор айфона вместе с его батарейкой и вообще должен умереть. Джобс, однако, пошёл на принцип и буквально накануне выпуска новой версии Creative Suite — популярного пакета дизайнерских программ от Adobe — ввёл запрет на использование любых посторонних программ для компиляции исполняемого кода на айфонах.
Adobe была в ярости, выпуск специального компилятора был отменён, судьба программы для создания цифровых изданий тоже зависла в воздухе, видимо, в том числе и потому, что сама программа была завязана на использовании Flash. Некоторое время было даже непонятно, появится ли на свет Wired для iPad. Но он вышел — все вздохнули с облегчением и стали ждать издательской программы.
И вот теперь Adobe в общих чертах рассказала что будет из себя представлять новая издательская платформа, и даже выложила ролик, демонстрирующий возможности программы одной из программ платформы — Digital Content Bundler.
Основой новой издательской платформы, или Digital Magazine Solution (Решения для Цифровых Журналов — в Adobe мастера придумывать пафосные маркетинговые названия), станет программа для вёрстки InDesign CS5. С её помощью можно готовить оригинал-макет для бумажного издания, а на его основе — драфт для издания цифрового. Или — кто знает, каким путём пойдёт развитие журнальных СМИ — независимо от бумажного издания. В любом случае, исходный макет говтовится в в InDesign. Причём уже вместе с базовыми интерактивными «фишками», типа видеофрагментов, «переключателей» иллюстраций, «живой» графики и т. д. Кроме того, именно в InDesign готовится макет для обеих видов ориентации макета — книжной альбомной — читатель может повертеть свой планшетный компьютер и так, и так. Наконец, всё тот же верстальщик — здесь Adobe впору подмигнуть издателям, которые не хотят тратиться на программистов и переобучение персонала, — берёт исходный оригинал-макет и превращает его в интерактивное чудо с помощью программы Digital Content Bundler. На выходе получается файл в новом формате .issue.
Issue представляет собой сжатый файл, включающий в себя оба вида макета, исполняемый код для интерактивных вставок, дополнительные графические, видео- и аудиоматериалы. Именно этот файл затем упаковывается в программу для просмотра контента и навигации по журналу — Digital Content Viewer. Собственно, Wired Reader — и является такой программой. Пока Adobe разработан viewer для iPad, но в будущем компания намерена создать аналогичную программу на базе Adobe AIR. Это позволит распространять цифровые журналы на устройствах с другими операционными системами, не столь трепетно, как Apple, относящимися к Flash, — то есть на любых компьютерах с Windows, значительно расширив круг потенциальных читателей и покупателей.
Пока, однако, возможности InDesign по включению интерактивных функций в макет цифрового издания ещё не слишком широки. Программа способна работать со статичными объектами типа слайд-шоу, давая возможность читателю переключать картинки или смотреть видео. Дополнительные интерактивные фишки, типа кругового вращения трёхмерных моделей или масштабирования графики, доступны только при использовании другой утилиты — Interactive Overlay Creator. Fdobe, правда, пообещала, что она будет включена в будущую версию InDesign.
Новая издательская платформа, как пообещала компания, станет доступна издателям уже в конце лета 2010 года. На каких условиях можно будет воспользоваться новыми продуктами, Adobe, впрочем, не уточнила. Не исключено, что издатели действительно смогут сэкономит на переобучении персонала, но вот заплатить за «брендированный вьюер», то есть готовый для просмотра макет, упакованный в соответствующую программную оболочку, им придётся.
Деваться издателям, впрочем, всё равно особенно некуда. Издательские и дизайнерские программы Adobe уже давно не имеют серьёзных конкурентов, а InDesign стал де факто индустриальным стандартом для большинства компаний издательской отрасли, вытеснив на периферию прежнего лидера рынка вёрстки Quark. Quark, правда, пытается наверстать упущенное, выпуская на рынок новую версию программы QuarkExpress, помощью которой можно создавать интерактивные электронные издания, но в качестве партнёра он выбрал платформу Blio Рэя Курцвейля. Изобретатель он заслуженно известный и уважаемый, и концепция, положенная в основу Blio весьма интересно. Вот только рынок цифрового контента движется вперёд так быстро, что поспеть за ним удастся далеко не всем. Так что, решать, как именно будет выглядеть цифровые журналы уже недалёкого будущего, будет, наверное, Adobe. Хотя бы потому, что первый триумф Wired — серьёзный аргумент для издателей. И для читателей, впрочем, тоже.
Владимир Харитонов, Частный корреспондент
|
|
После триумфального выпуска Wired для iPad, в подготовке которого Adobe приняла самое непосредственное участие, компания, наконец, объявила о том, что в конце лета издателям станет доступно программное обеспечение, которое позволит сделать из любого журнала такую же «красивую конфетку» как Wired, и даже рассказала, как оно будет работать.