Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


24 червня 2010

Джеймс Мердок: папенькин сыночек или серьезный бизнесмен?

Facebook Twitter LiveJournal

Когда семь лет назад сын Руперта Мердока возглавил созданный отцом британский телеканал BSkyB, он каждый день звонил посоветоваться о бизнесе, обращаясь к Мердоку-старшему то «папа», то «господин председатель». Впрочем, Джеймс Мердок и тогда, и прежде прикладывал много усилий для того, чтобы доказать окружающим: он не просто папенькин сыночек и по праву занимает место официального преемника Руперта Мердока в News Corp.

В прошлую среду на вечеринке, устроенной Джеймсом Мердоком, все только и гадали, состоится ли крупнейшая сделка в истории его семейной медиаимперии — поглощение 60,9% British Sky Broadcasting (BSkyB). Этот крупный британский оператор телевизионной подписки, основанный Рупертом Мердоком 21 год назад, предлагает более 400 каналов. В том числе у него эксклюзивные права на трансляцию матчей британской премьер-лиги и трансляции в Великобритании каналов History Channel и Disney Channel. News Corp. издавна владела блокирующим(в последнее время — 39,1%) пакетом акций и хотела выкупить у менеджеров телесети остальные акции, доведя свой пакет до 100%. Вопрос уперся в цену: коллектив BSkyB хотел получить не менее $20 млрд, Мердок соглашался в крайнем случае на $18 млрд.

Через 36 часов после вечеринки Джеймса о срыве сделки было объявлено официально.

Аналитик Клер Эндерс считает, что Руперт Мердок пошел на приобретение полного контроля над BSkyB, чтобы поддержать сына. С другой стороны, News Corp. это и вправду выгодно: холдинг получает полный доступ к денежному потоку BSkyB.

 

Жертва папарацци

 

Джеймс Мердок родился 13 декабря 1972 г. в Лондоне (он стал младшим из трех детей Мердока от брака с Анной Торв, с которой они расстались в 1999 г., и четвертым из шести детей Мердока). Но вырос он в Нью-Йорке, куда отец переехал, чтобы управлять купленной им газетой New York Post. С самого детства за обеденным столом Джеймс наслышался разговоров о медиабизнесе, а еще перенял у отца дух состязательности. Потому что, даже играя с детьми, Мердок-старший порой увлекался и превращался в безжалостного конкурента.

В 15 лет Джеймс был отправлен на стажировку в отцовскую газету Sydney Mirror. Там он приобрел хоть и сомнительную, но славу. Юноша имел привычку засыпать на конференциях, которые должен был освещать, и фотограф из конкурирующей Sydney Morning Herald не преминул сделать пару кадров, как отпрыск Мердока сладко дремлет на диване. Конечно же, этот снимок стал гвоздем ближайшего номера газеты.

Видимо, первый опыт общения с папарацци сильно впечатлил Джеймса. Уже работая в BSkyB, он заявил своему пиарщику: «Вы достигнете успеха в работе, когда газеты будут упоминать обо мне как о затворнике Джеймсе Мердоке». Образ жизни Джеймса соответствует этому. Он не стремится к публичности и тусовкам перед объективами фотоаппаратов. Рано встает, чтобы успеть до работы зайти в спортклуб, и может похвастаться черным поясом по карате. Вечера он предпочитает проводить дома — с женой Кэтрин и двумя детьми: семилетней Аннекой и пятилетним Уолтером. Ради этого ему не зазорно уходить пораньше с вечеринок. Также он не любит говорить на публике обо всем, что не касается работы.«Я не комментирую политические вопросы», — заявил он как-то FT. «Джеймс отличается от отца тем, что не любит вмешиваться в политику, — подтверждает знакомый семьи газете Guardian. — Руперт, тот любит совать свой нос во все, и порой он откровенно несдержан. Похоже, это доставляет ему удовольствие».

 

Серьга в брови

 

В 1991 г. Джеймс, окончив нью-йоркскую школу Horace Mann, отправился в Гарвард. Отнюдь не ради бизнес-образования — он предпочел изучать кинодело и историю. Среди студентов Мердок-младший прославился как карикатурист и автор комиксов в знаменитом университетском журнале Harvard Lampoon (в свое время с ним сотрудничали Йен Фрейзер и Джон Апдайк). Рисовать и публиковать свои работы он продолжал еще несколько лет, даже став большим медиабоссом.

У Джеймса в семье репутация бунтаря. Оправдывая ее, он бросил в 1995 г. Гарвард и отказался работать в бизнесе отца. Он решил доказать, что и сам чего-то стоит, и открыл на Манхэттене студию звукозаписи Rawkus Entertainment, специализирующуюся на хип-хопе и металле. В пику деловому миру, в котором жил его отец, Джеймс обзавелся татуировкой и серьгой в брови. «Не хочу быть самоуверен, но мы быстро учились, — вспоминал в 1996 г. Джеймс на страницах New Yorker. — Это довольно быстро получается, когда деньги подходят к концу, а результата нет».

В 1998 г. студия приносила $2,5 млн дохода. В конце концов Руперт Мердок купил у своего сына дело и влил его в News Corp. Так Джеймс вошел в семейный бизнес, возглавив принадлежащий семье лейбл Festival Records.

Сын уговорил отца вложиться в ряд интернет-проектов, так что часть убытков от этого бизнеса на его совести. В частности, Джеймс ратовал за вложение $450 млн в интернет-проект Pointcast, который в конце концов был продан за $7 млн. К счастью для холдинга, Мердоки заинтересовались интернет-рынком на пике его популярности, поэтому не стали вкладывать много. Непосредственно после того, как лопнул интернет-пузырь, семья списала в убыток $300 млн — относительно скромные потери.

Впрочем, Руперт Мердок по-прежнему верил в сына и в 2000 г. сделал его генеральным директором азиатского подразделения своей империи — Star TV. И послал работать в Гонконг. Там, чтобы завоевать уважение новых коллег, Джеймс влез в приличного вида брюки и стал носить рубашки с длинными рукавами. Но галстуком по-прежнему пренебрегал.

 

Дорос до костюма

 

Star TV вошла в империю Мердока в 1995 г. Но через пять лет по-прежнему приносила убытки — около 100 млн фунтов в год. Джеймс занялся отладкой бизнес-процессов и стал больше внимания уделять производству местных программ для местного вещания, сосредоточившись на крупнейших и динамично развивающихся рынках — Индии и Китая. Особым успехом пользовалась версия«Кто хочет стать миллионером» на хинди. Ему удалось привлечь аудиторию и, следовательно, рекламодателей. В 2002 г. Star TV показала первую прибыль.

Убедившись, что сын выдержал испытание Азией, Руперт Мердок решил проверить его на деле в Европе. В 2003 г. 30-летний Джеймс был назначен генеральным директором британской телесети BSkyB с зарплатой $2,4 млн в год. Он стал самым молодым руководителем компании из списка FTSE 100 (крупнейшие по капитализации компании, торгующиеся на Лондонской бирже). Естественно, сразу пошли разговоры: мол, самая большая заслуга Джеймса — он родился в нужной семье. Членам совета директоров пришлось провести ряд встреч с акционерами BSkyB, недовольными новым топ-менеджером. Независимый член совета Алан Лейтон даже убеждал акционеров, что кроме Мердока-младшего специальный комитет рассмотрел 290 кандидатур, но Джеймс превзошел конкурентов во всем.

Так что BSkyB стала для Джеймса огромным испытательным полигоном, говорит близкий к семье Мердок источник. Но, приступив к работе, Джеймс взялся за ум и развеял все опасения. Менеджеры, работавшие с обоими Мердоками, называют Джеймса прирожденным лидером — в этом он пошел в отца. Акционеры увидели энергичного, быстро принимающего решения менеджера. Джеймс даже стал носить английский костюм, хотя галстук на нем по-прежнему был скорее исключением, чем правилом. В кабинете у Джеймса стоит кукла героя «Звездных войн» Дарта Вейдера в человеческий рост, а его рабочее место напоминает о XIX в.: стула нет, зато стол поднят так высоко, что Мердок-младший может работать стоя. Во время совещаний менеджерам тоже приходится стоять.

В декабре 2007 г. Джеймс был назначен председателем и генеральным директором News Corp. Europe and Asia. Одновременно он подал в отставку с поста генерального директора BSkyB и стал ее председателем. К этому времени стало ясно, что он самый вероятный преемник отца. Руперт Мердок давно хочет удостовериться, что созданный им бизнес останется в семье. Он испытывает всех своих детей, назначая на топ-менеджерские должности. Но подававший большие надежды сын Лахлан и дочь Элизабет предпочли следовать не воле отца, а своим интересам.

Ведомости




Коментарі

Додати коментар