|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
1 березня 2010
История одного редизайна: за что датская Politiken получила премию World’s Best Designed NewspaperТак что вот вам оригинал: Редизайн датской газеты Politiken 1. Преамбула. История превращений. Politeken – датская газета, которая издается с 1 октября 1884 года. Я специально взял калькулятор и вычел 1884 из 2010, получилось 126 лет. Вот уж кому обидно слышать все эти разговоры о смерти бумажной прессы. Как сейчас модно говорить, ДНК изменений был заложен с рождения. В 1905 году Politeken совершила первый редизайн, подстроившись под интересы читающих женщин. Как вы думаете, что в этом макете такого уж «женского»? Вот и наши потомки будут, наверное, с таким же недоумением изучать наши концепции, макеты и идеи «редизайна» или «ребрендинга». Сегодня тираж Politiken – более 100 тыс. экз. при населении Дании в 5,5 млн человек. Если соотнести эти пропорции с Россией, то при наших 140 млн получим 2,5 млн экз. Ну, Европа и особенно Скандинавия всегда были «газетными» Следующий важный редизайн газета пережила в 1945 году. Как комментирует это Сорен Ниеланд: «Strong visual frontpages» А вот такой она стала уже в 2005 году: Что же случилось потом? И как редакция сформулировала задачу, стоявшую перед Politiken? Случилось примерно понятное: плавное и систематическое падение аудитории, параллельно с миграцией ее в интернет, рынок СМИ изменился, активами же газеты остались: Yesterday’s news и Outdated look Чего хотели добиться? В Politiken использовали наиболее понятную метафору для каждого датчанина: связанную с рыбой. An article of necessity (см. слайд 16). Новую сравнили с черной икрой и назвали An article of luxury Интернет же версию сравнили с голубой макрелью: вещью хоть и заурядной, но очень любимой каждым датчанином, как пояснил Сорен. Предметом ежедневного обихода, который тем не менее потребляют с удовольствием, испытывая к нему глубокое чувство симпатии. Стратегию сформулировали как: We reinvent the print Politiken. И вот еще занятное дополнение: We transfer staf! Это история про то, как специалисты разных служб прошли дополнительную, или, скажем так, перекрестную стажировку в отделах, которые они раньше считали скорее своими оппонентами, чем партнерами: редакция vs художники, художники vs фотослужба и пр. Результат же должен был выглядеть так: 2. Как? The design method: A radical rethink, сombining Insight Stories and News Overview. Первым делом решили взяться за печатную версию. Cash Cow! Что не устраивало сразу: каша. В том числе и на первой полосе (см. слайд 34). Чтобы “сделать все правильно”, задались вопросом “Кто мы?”. И ответили на него так:
На внутренних полосах контент разделили на три группы: обзоры, инсайты и рекламу. С некоторые полосами в плане рекламы поступили радикально: Ad free И обратите внимание на тот же “eyecontact”. Как это ни удивительно, но чуть ли не до 2006 года реклама в газете размещалась абы как (тот же самый “What a mess!”, что и с первой полосой). После редизайна были приняты строгости: теперь реклама размещается только в виде такой вот перевернутой буквы “Г”, а дырки — если возникают — затыкаются с помощью home ads (см. слайд 51). Идеи для подачи рекламных блоков современной газете нужны не меньше, чем идеи для подачи редакционных материалов. Результат: An elegant ad page! Слайды 54 - 57 посвящены шрифтам. Про них у меня записана такая цитата: Мы выбрали шрифт Capitolium, который был разработан еще в 60-х годах. Мы потратили кучу времени и денег на его редизайн. Сначала полгода обсуждали подходит ли он нам или нет. Потом все же решили купить. Но когда купили, оказалось, что он ниже, чем нам надо: мы любим высокие шрифты, а этот был низкий. Слава богу наш дизайнер работает быстро, ему потребовался всего месяц, чтобы его переделать. Правда это снова стоило нам кучу денег. Интересно, сколько именно? Больше шрифтов, использующихся в газете для разных целей, их оригинальные и доработанные версии см. на слайдах 54 - 57. Этот беременный мужчина – шеф-редактор Politiken, на которого все в ней молятся. Уж больно он большой весельчак и придумщик. История с его беременностью – фейк. Так был обыгран юбилей газеты и ее редизайн, которым редакция была беременна. А это редакция вышла на улицы общаться со своими читателями – узнавать, как им понравился номер после редизайна. Интересно, чтобы я услышал выйдя так с новым номером “Секрета Фирмы” после нашего редизайна. Штучные обложки Собственно дальше идет блок про творчество. Рутинное, ежедневное творчество. Идея в том (и потом ее подтверждали представители практически всех СМИ переживших подобное перевоплощение — и питерский ДП и барнаульский “Свободный курс” и португальская Expresso): мало один раз придумать и внедрить крутой дизайн, надо всегда оставаться креативным – каждый номер. Подстраивать номер под повестку дня, делать так, чтобы и первая полоса и внутреннее оформление, подача, иллюстрации, макет обыгрвали то, про что пишет газета. Вот например “вся правда о датском дизайне”. Цитата: Датчане уверены, что они лучшие в дизайне, потому что 50 лет назад мы изобрели кресло spawn-chair. (…пауза…) надеюсь юмор понятен? Когда темой номера была - объединение Латинской Америки, дали заголовок на первой полосе на испанском. А когда в Дании случилось землетрясение… цитата: Как-то нам крупно повезло: в Дании случилось землетрясение, крохотное – его практически никто не заметил. чтобы отпраздновать это событие, мы наклонили K… Внутренние, тематические полосы Хочешь быть креативным, не ограничивайся обложками: Это — статья про компании Marime, они везде любят лепить цветочки. Когда мы писали о них, мы даже изменили лого второй тетради. Посмотрите. А это открытие второй тетради — про панк-рок: все взорвали, колонки перепутали. Нашли баланс между хаосом (анархией) и организацией. - А это наша “газетная книга”,– говорит Сорен. — Ее написал датчанин, вернувшийся с войы в Ираке. Наши политики были против ее публикации. Тогда мы напечатали ее в газете. Получиллсь 16 полос в полном газетном формате А2. Плюс мы рассказали о том, как власти препятствоали ее публикации. А это фотография со свадьбы: парень пришел с войны с обожженным, практически отсутствующим лицом. Но его невеста от него не отказалась. Тем не менее, посмотрите на нее, уверен, в этой истории все не так просто. И вот еще про фотографии: Либо вы печатаете фото крупно, либо оно вовсе не выходит Посмотрите сами — слайды 79 - 90. На слайдах 88, 89, 90 — фото известных датских женщин-политиков. Заметка для которой делались фото, рассказывает об их мечтах. Согласно этой идее, газета убедила женщин позировать с закрытыми глазами. К слову, одна из них — практически контролирует парламент. Интересно было бы сделать такую серию с Грызловым, Мироновым и Слизкой. Что еще говорит нам Сорен.
Сначала перепредумайте бумагу, потом получите премию World’s Best Designed Newspaper, а затем займитесь перепридумыванием перепридумывания. Опять же этим, порой не очень понятным нам ходам — воскресным приложениям, трансформацией досугового раздела, каким-то секциям с рецептами и той же “газетной книге” — посвящена четвертая часть презентации (см. слайды 97 - 116). Думаю, если захотите - сами разберетесь, где там “вау”, а по мне так “вау” тут одно - постоянно вставать на сторону читателя и придумывать, придумывать, придумывать, искать то, что ему может быть интересно и вслед за этим “интересно” каждый номер трансформировать газету. 3. Результат. - Окей, и что же мы получили после всех этих трансформаций?– спрашивает Сорен. И показывает слайд, из которого следует, что тираж вырос… на 0,03%. – Вам смешно? — спрашивает он. — Какого черта, главное - вырос! И потом уже серьезно добавляет, что последние 20 лет тиражи датских газет только падали. А в этом году общий тираж датских газет снизился на 7%. А у нас вырос. В конце концов не важно насколько. Вырос значит вырос. 4. Редизайн сайта. Когда мы взялись за редизайн нашего сайта, мы перевели в веб-подразделение 30 человек. Они занялись контентом. И наш сайт стал лучшим в Дании среди всех сайтов утренних газет. Мы разрабатывали дизайн три года, а потом еще отложили запуск из-за технических проблем. Пришлось, например, выбрать новый шрифт, который был web-safe -– чтобы задуманный нами образ текста не искажался в Интернете. Оказалось, что здесь нам больше всего подходит Georgia, он похож на Capitolium. Посмотрите слайды 124 - 133. И вот мне еще фраза понравилась: “эстетика клика”: В Интернете правит эстетика клика (click estetic), на странице должна быть масса модулей, ссылок, окошек по которым можно кликнуть. И конечно, король мобильного контента - iPhone. Мы первыми среди датских СМИ сделали сайт для мобильных телефонов – в 2007 году, поэтому когда в 2008 году в Дании появился первый iPhone, мы были готовы. Нам не стоило большого труда адаптировать сайт. Мы были единственными среди всех датских СМИ, поэтому именно наш сайт привлек и внимание (его обсуждали), и читателей. Почему именно iPhone? iPhone создан для того, чтобы делать на нем еще что-то помимо звонков. Например читать новости. Более 73% всего мобильного трафика, который мы получаем, приходит к нам с iPhone. Наверное, это не только от того, что сам iPhone такой замечательный (хотя это так), дело еще и в том, что мы специально делали сайт под него. Что дальше? Возможно, Kindle? Этот неожиданный опыт ставит перед нами новые интересные вопросы: а что если Kindle вовсе не является устройством завтрашнего дня для медиа? Маршал Маклюэн как-то говорил, что «бог знает как долго люди, встречая новую технологию стремятся использовать ее старым, привычным способом». Ну и напоследок: Всегда помните, что мы хотим превратить издание в черную икру. Но не будем забывать и про голубую макрель. Всем удачи, делайте крутые медиа. КоментаріДодати коментар |
Последние выходные октября прошлого года (31 октября – 1 ноября 2009) я провел на конференции «Газетный дизайн» в РИА Новости.
Дело в том, что я правда верю в торжество визуального, которое трансформирует макеты современных СМИ. Этому может быть много разумных объяснений, но мне нравится самое простое: люди любят, когда красиво и поощряют тех, кто эту красоту им дает.
В качестве трофеев я вынес с конференции презентации, комментарии докладчиков, а также собственные впечатления. Эти презентации — отличные кейсы, демонстрирующие логику и технологию наиболее ярких трансформаций европейских СМИ последних лет, а также наши, российские кейсы, которые мало в чем им уступают.
Начну с датской Politiken. Презентация достаточно подробная и понятная. Но мне жалко тех комментариев и реплик, которые я успел записал, слушая ее в исполнении арт-директора газеты Сорена Ниеланда.