|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
30 квітня 2009
Журналистика лайтВместо того, чтобы объявить о закрытии неприбыльных изданий, сразу две крупных компании с разницей буквально в одну неделю сообщили о запуске новых проектов. Первым отметился издательский дом "ТехноМир", который анонсировал журнал "Игромания Лайт". Издание уже должно лежать на прилавках магазинов - полноценный первый номер поступил в продажу 23 апреля. По сути, это все та же "Игромания", только в новом формате, и ориентирована на другую аудиторию. Новый 128-страничный журнал будет выпускаться раз в две недели, в комплекте с ним будет поставляться диск с приложением "Видеомания". Последнее очень важно, так как именно "Видеоманию" частенько ставят в пример другим издательствам как один из наиболее удачных мультимедийных проектов на рынке российской игровой прессы. Компактный журнал (формат A5) будет писать как о компьютерных, так и о видеоиграх (то есть, будет ориентирован не только на владельцев PC, но и на консольную аудиторию) и по своему содержанию процентов на 70-80 будет дублировать обычную "Игроманию". В издательстве отмечают, что идея "Игромании Лайт" появилась еще в прошлом году, когда кризис только маячил где-то в далекой перспективе. Тогда планировалось, что новый журнал позволит расширить аудиторию читателей за счет тех, кто по тем или иным причинам стандартную "Игроманию" не покупал. Не в последнюю очередь за счет психологически важной цены "меньше 100 рублей" и более высокой оперативности. Теперь ситуация на рынке изменилась, и в редакции не скрывают, что версию "Лайт", помимо всего прочего, можно рассматривать как антикризисное издание, которое должно продлить жизнь печатной игровой прессы в нашей стране. Медиакомпания Gameland, в свою очередь, пошла еще дальше. На днях появилась информация о запуске проекта под названием "PC Игры .ZIP". Это все тот же журнал "PC Игры", но теперь он будет распространяться прямо на DVD-диске с демо-версиями игр, видеороликами и всевозможными программами. Иными словами, теперь не диск будет приложением к журналу, а наоборот. Эту информацию Ленте.Ру подтвердил главный редактор "PC Игр" Александр Каныгин. При этом он подчеркнул, что Gameland не собирается отказываться от выпуска бумажного издания. По его словам, печатные журналы продолжают приносить медиакомпании прибыль. В Gameland, правда, не уточнили, как "PC Игры .ZIP" будет распространяться. Понятно, что на журнальных развалах его вряд ли выложат, а на полках с обычными дисками он рискует потеряться и не добраться до целевой аудитории. Вообще пока этот проект рассматривается как эксперимент. Его результаты должны показать, стоит ли медиакомпании поступить схожим образом с другими изданиями (а их у Gameland все еще предостаточно), или искать новые пути развития. Или выживания? Все эти события привели к активному обсуждению в блогах будущего всей печатной игровой прессы в России. Наиболее мрачный, но в то же время внятный прогноз сделал главный редактор журнала "Игромания" Александр Кузьменко. Если процитировать основную мысль, то "сектору печатной игровой прессы официально карачун". Вообще об этом начали говорить как минимум полгода назад, однако до сих пор сами издательства старались это в открытую не комментировать. Заместитель главного редактора "Игромании" Игорь Варнавский также не стал скрывать, что тираж журнала из-за кризиса упал с 220-230 тысяч до 190 тысяч экземпляров. И ожидается, что летом он снизится еще больше. В Gameland информацию о продажах "PC Игр" не предоставили. Александр Каныгин лишь подчеркнул, что проект "PC Игры .ZIP" ориентирован на людей, привыкших получать информацию в электронном виде. Поэтому его запуск не отразится на тираже печатного издания. "Дай бог, дай бог", как любит говорить ведущий бизнес-дайджеста на телеканале "Первый Игровой". Есть мнение, что "Игромания Лайт" и "PC Игры .ZIP" - это последний шанс для издательств удержаться на рынке печатной прессы. Если оба эксперимента окажутся неудачными, а тиражи продолжат падать, то компаниям придется осваивать онлайновый сектор, а этого по ряду объективных причин (о них чуть ниже) не хочется никому. То, что "стандартные" версии "Игромании" и "PC Игр" продолжат существовать, важно, наверное, лишь с точки зрения психологии. Преданным читателям как бы хотят сказать: "Вот, смотрите, у нас все хорошо, все журналы в строю". На самом же деле они начнут постепенно отходить на второй план. Ну к примеру, кому нужна большая "Игромания", если читатели уже получили всю информацию в двух вышедших номерах "Лайта"? Ведь пересечение аудитории будет существенным, как бы в издательстве ни старались привлечь новых читателей. Очевидно, что оба проекта какое-то время будут популярны в регионах. В основном, благодаря диску с демо-версиями и видеороликами. Высокоскоростной и дешевый интернет доступен сейчас только в крупных российских городах (это подтверждает и исследование Яндекса), поэтому гораздо выгодней купить подборку всего этого добра на диске менее чем за 100 рублей, чем долго качать большие файлы и платить за это куда более существенную сумму. А вот сами журналы стремительно теряют свою ценность для читательской аудитории. Ведь для того, чтобы быть в курсе текущих событий (то есть, читать новости или рецензии на игры), шустрый интернет не требуется. Поэтому соревноваться с сетевыми изданиями (которые зачастую узнают информацию раньше, чем состоится официальный анонс) печатным журналам бессмысленно. Напрашивается вполне логичный вопрос - а почему бы издательствам не переключить свое внимание на онлайновый сектор? Ведь есть же перед глазами западные интернет-издания, которые довольно успешно функционируют уже не первый год. Здесь присутствуют свои особенности. Подавляющее большинство журналов в России живет не с тиража (как "Игромания"), а с продаж рекламных площадей. А найти в интернете платежеспособную аудиторию по многим причинам гораздо сложней. Гораздо выше вероятность того, что человек купит какой-либо продукт, рекламу которого он увидел в журнале, приобретенном на собственные деньги. И куда меньше шансы, что интернет-пользователь потащится за рекламируемой игрой или программой в магазин. В большинстве случаев он ее просто скачает из файлообменных сетей. По крайней мере, в России. Поэтому рекламодателям проще работать с аудиторией печатных изданий. Чтобы разобраться в этой ситуации, необходимо также понять, на кого сейчас ориентированы игровые журналы. Например, "PC Игры" делают ставку на активных геймеров мужского пола в возрасте от 14 до 24 лет. Как показывает статистика, с точки зрения демографии медиакомпания Gameland попала точно в цель. Вот только лишь половину этой аудитории можно считать платежеспособной. При этом никто не гарантирует, что эта часть читателей может похвастаться достаточной платежеспособностью. То есть той, на которую рассчитывают рекламодатели. Если прибавить к этому особенности российской электронной коммерции, то картина получится нерадостная. Конечно, этот вопрос требует гораздо более тщательного изучения - в данной ситуации журналистам сложно соревноваться с рекламными отделами издателей на их же поле. Но совершенно очевидно, что создатели журналов оказались зажаты между непривлекательным пока онлайном и падающими тиражами печатной прессы. В этой ситуации им приходится искать новые способы, какие-то полумеры, которые позволят удержаться на рынке. Именно поэтому появляются такие проекты, как "Игромания Лайт" и "PC Игры .ZIP".
Скорее всего, печатные издания о компьютерных и видеоиграх все же останутся на рынке. Но их количество существенно сократится, а формат изменится. Махмуд уже не просто звонит. Он ходит по издательствам и стучится в двери. Есть подозрение, что скоро он начнет открывать их с пинка. Максим Мишин КоментаріДодати коментар |
Издатели игровых журналов запустили два антикризисных проекта
В первые месяцы 2009 года создавалось впечатление, что экономический кризис не сильно задел рынок журналов про компьютерные и видеоигры. По крайней мере, в новостных лентах не появлялись сообщения о том, что издательства в массовом порядке пересматривают стратегии и ведут поиски путей выхода из затруднительных финансовых ситуаций. Однако весной создатели игровых журналов не выдержали и рассказали о том, что ждет читателей в ближайшем будущем. Причем их методы выхода из кризиса оказались весьма любопытными.