|
|
3 червня 2009
Томас Гэд, глава Brand Flight: "Маркетинг станет качественнее, честнее, человечнее"
Экономия в удовольствие
– Наверное, главная стратегия потребителей сегодня – это экономия. Означает ли это, что, следуя за потребностью покупателей, бренды станут проще, дешевле, маркетинговая составляющая в конечной стоимости товаров уменьшится?
– Не совсем так. Как ни странно, роль цены, в принципе, упадет – она будет критерием при выборе товаров лишь в половине случаев. Второй важный критерий – релевантность. То есть потребитель будет не просто экономить, а попытается получить выгоду из того, что раньше его бы даже не заинтересовало. Появится новая категория продуктов и услуг – так называемый fun saving ("Экономия в удовольствие"). Важным качеством бренда станет следующий message: покупая этот товар, вы не только экономите, но и приносите пользу себе и окружающим. Доминировавшая раньше модель – чем дороже, тем качественнее, а, значит, скорее всего, лучше и полезнее – будет сходить на нет. Куда важнее понимать, что вы экономите не потому, что не можете себе позволить купить товар дороже, а потому что не видите смысла в лишних тратах. Для компаний это очень сложная задача. Во-первых, придется внятно объяснять, почему "экономная цена" не сказывается на конечном качестве продукта. Во-вторых, придется поработать с технологической цепочкой, искать ресурсы для удешевления товаров. Интересно, что в этом случае бренд станет локомотивом изменений в производственной линии компании – такие случаи пока были очень редки.
– Примеры fun saving на рынке уже есть?
– Лучший пример – IKEA. У них уже все есть: сочетание философии экономии, популярнейшего бренда и этого самого удовольствия. "Фан" здесь во всем – в семейной концепции этого магазина (чего стоит, например глобальная программа IKEA Family – это целый клуб приверженцев бренда, а не банальная дисконтная программа), в ручной сборке, в экологических материалах и т.д. Все понимают, что с одной стороны, дешевая сборная книжная полка из IKEA выйдет с учетом затраченного времени гораздо дороже для занятого отца, который ее купил и собрал для своего сына. Но с другой стороны, сын сможет своими глазами увидеть, что отец что-то делает для него, а не просто покупает. Есть целый клубы любителей ручной сборки мебели IKEA, которые готовы приехать к вам и бесплатно собрать мебель. Fun saving, доведенный до абсолюта! Вы не только экономите сами, но и помогаете сэкономить другому.
Премиум-бренды – держаться или умереть
– А что делать компаниям с премиум-брендами? Они тоже будут меняться?
– Говоря о fun saving, я в первую очередь имел в виду массовые бренды. С премиум-брендами история другая. У них ведь в большинстве своем бренд реально поддерживается высокой стоимостью товара или услуги. Хорошие швейцарские часы объективно стоят дорого. Вручную сшитые неаполитанскими мастерами костюмы Kiton не будут дешевле. У производителей премиальных товаров очень мало пространства для маневра: либо держаться, либо совсем умереть, но не искать компромиссы. Какие-то корректировки с ними, возможно, произойдут (причем, в том же русле: создание клубных брендов, объединяющих поклонников марки), но они не будут революционными. Здесь будет доминировать консервативный подход.
Маркетинг будет дешевле, но лучше
– Что происходит с российскими брендами? Они движутся в том же направлении, что американские и западноевропейские?
– У вас, конечно, есть свои особенности. Они не связаны с какой-то спецификой, особостью российского рынка. Просто дело в том, что традиции маркетинга и брендинга имеют здесь не такую давнюю историю. Во многих случаях бренды подменяются торговыми марками. Есть логотип и упаковка, а вот что за ними стоит – на этот вопрос долгое время не было ответа. В результате для российского рынка до сих пор характерна низкая лояльность к брендам. Поэтому прежде чем российский бизнес придет к fun saving, ему придется пройти несколько предварительных этапов, которые уже пережили западные компании. Сейчас, когда рост российской экономики заметно замедлился, российскому бизнесу в любом случае придется уделять больше внимания повышению лояльности клиента, нежели завоеванию новых рынков. То есть сама жизнь заставит их работать с брендами больше и тщательней. Мой прогноз такой: тратить на маркетинг будут меньше, но он будет лучше. Это будет своеобразный fun saving для самих маркетологов: вроде и нет прежних финансовых возможностей, приходится экономить, но зато задачи интереснее.
Конец брендам транзакций
– Еще год назад много говорилось о том, что компании развивающихся стран рано или поздно выведут на рынок новые глобальные бренды. В связи с кризисом и сегодняшними задачами, которые стоят перед российским бизнесом, эти прогнозы пора отложить на неопределенный срок?
– Не думаю, что от этого прогноза стоит отказываться. Более того, при определенных обстоятельствах мы сможем увидеть глобальные российские бренды раньше, чем многие предрекали. Сейчас около 60% самых дорогих брендов мира принадлежит американским компаниям. Это предел. Дальше их будет не больше, а только меньше. Во многом это американское доминирование держалось на масштабных инвестициях. Американские компании тратили на рекламу сотни миллиардов долларов. Большинство американских брендов – это так называемые бренды транзакций. Больше маркетинговый бюджет – дороже бренд. Сейчас этот подход будет сдавать позиции, и появятся ниши для новых глобальных брендов. Я верю, что это будут бренды из развивающихся стран, в первую очередь – Индии, Китая, России. Примеры уже есть: это и китайская Lenovo, и индийская Tata Motors… В России шанс стать глобальными брендами еще не потеряли сотовые компании "большой тройки" и компании нефтяной отрасли, например, "Лукойл". Но больше надежд я возлагаю на новые бизнесы, которые будут появляться сейчас в новых кризисных условиях. Поскольку выстроить правильный бренд для них жизненно важно, у таких компаний больше шансов не допустить ошибок бизнес-гигантов, сформировавшихся в прошлом десятилетии.
www.slon.ru
|
|
– Вы в регулярном режиме работаете сразу со многими компаниями с разных рынков и из разных стран. Заметны ли какие-то общие черты в их маркетинговой политике в связи с кризисом? Что изменилось наиболее заметно?
– Пока я вижу много индивидуальных стратегий: компании на разных рынках ведут себя по-разному, и даже конкуренты с одного рынка часто используют прямо противоположные маркетинговые модели. Но главное, что будет происходить с брендингом и маркетингом в ближайшее время, – это универсализация этих стратегий. Мы привыкли, что зачастую бренды формируют потребителя, создают лояльную себе группу покупателей или пользователей. Теперь бренды должны будут активнее подстраиваться под поведение потребителей, следовать за ним, учитывать его, а не формировать его. Этому будут способствовать и новые каналы коммуникаций (в первую очередь – интернет), которые начнут со временем доминировать. Стоит сказать совсем просто, это будет банально, но наиболее верно: маркетинг станет качественнее, честнее, человечнее.