Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


4 серпня 2009

Матиас Депфнер, генеральный директор «Axel Springer»: «Газеты — это вам не гамбургеры»

Facebook Twitter LiveJournal

Глава издательского дома "Axel Springer" Матиас Депфнер склонен прямо говорить, что думает: он открыто возмущается законами о рекламе, беззубостью Европы на Ближнем Востоке и «плаксивостью» некоторых конкурентов, жалующихся на конкуренцию с интернетом.

Депфнер — искренний человек, утверждают журналисты газеты Financial Times. Если бы он не был чрезвычайно вежлив, вполне можно было бы принять его искренность за заносчивость хорошо устроившегося в этой жизни менеджера, добавляют они. «С Депфнером не просто общаться — его рост больше 2 м, — вспоминает главный редактор Forbes в России Максим Кашулинский. — А если серьезно, то он идеальный руководитель медиакомпании: он начинал карьеру как журналист, поэтому хорошо понимает специфику профессии, но при этом у него мышление и хватка настоящего бизнесмена». У Депфнера крупная голова с темно-русыми волосами и волевая челюсть. Он предпочитает темно-синие костюмы, делающие его похожим на представителя исполнительных органов власти. У него прекрасные связи среди консервативных кругов США. «Ястребы» обожают его за то, что он не стесняется открыто критиковать европейскую политику «умиротворения» на Ближнем Востоке.

 

В СЕДЛЕ

 

Предки Депфнера были потомственными седельщиками, но родители разрушили эту традицию: вместо того чтобы шить седла, отец стал преподавать архитектуру в университете, мать так и осталась домохозяйкой. 15 января 1963 г. в Бонне появляется на свет будущий глава Axel Springer. Изучает музыкальное и театральное искусство и германистику в университетах Франкфурта и Бостона, защищает кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальная критика в Германии после 1945 г.». В 1982 г. он начинает свою карьеру с должности музыкального критика в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. В 1988 г. состоялся первый опыт руководящей работы. Депфнер — директор мюнхенского PR-агентства KulturKonzept.

 

Но через два года он возвращается во Frankfurter Allgemeine Zeitung корреспондентом издания в Брюсселе. В 1992 г. переходит в издательство Gruner + Jahr (Гамбург, Германия), где становится ассистентом сначала члена совета директоров Акселя Ганса, а затем и гендиректора Герда Шульта-Хиллена.

 

Карьера Депфнера развивалась весьма стремительно: уже в 1994 г. он работает главным редактором берлинской газеты Wochenpost, в 1996 г. — гамбургской Hamburger Morgenpost. А в 1998 г. происходит ключевое его назначение — он приходит в Axel Springer главным редактором ежедневной общественно-политической газеты Die Welt. В 2000 г. Депфнера назначают членом совета директоров — главой мультимедийного подразделения Axel Springer, а с 2002 г. он возглавляет все издательство.

 

Не последнюю роль в этом сыграли давние доверительные отношения с вдовой основателя издательского дома и его крупнейшим акционером Фридой Шпрингер, утверждает немецкая газета Tageszeitung. Сейчас Депфнер живет со своей женой и тремя детьми в Потсдаме, в соседнем со Шпрингер доме. Они часто встречаются в нерабочее время, правда, утверждают, что при этом никогда не говорят о делах. Шпрингер — крестная мать его среднего сына.

 

Axel Springer издает более 200 газет и журналов в 35 странах мира, причем более 120 из них — за пределами Германии. «Газеты — это вам не гамбургеры, — говорит Депфнер. — Поэтому на региональных рынках мы нанимаем только местных менеджеров, чтобы принять во внимание местный менталитет».

 

ИНТЕРНЕТ НЕ КОНКУРЕНТ

 

Главный актив Axel Springer в Германии — газета Bild, основанная в 1952 г. Это первое немецкое издание, предложившее читателям содержание в стиле английских таблоидов: картинки важнее слов (Bild по-немецки — «картинка», «иллюстрация»). Немцам понравился замысел, и очень скоро Bild стала национальной иконой или «супербрендом», как ее сам называет Депфнер. В прошлом году газетное подразделение принесло Axel Springer 72% от общей операционной прибыли (всего операционная прибыль холдинга составила 486 млн евро), причем большинство доходов обеспечила Bild.

 

Депфнер самокритичен. Большинство успехов Axel Springer, по его словам, «не являются плодами нашей стратегической мудрости или великолепного исполнения — они имеют исторические корни и заложены в развитии компании».

 

Конечно, у Bild нет абсолютного иммунитета к общему падению газетного рынка. За последние 10 лет ее тиражи уменьшились на треть — до 3,1 млн. Но Депфнер не унывает: «Я верю в журналистику и уверен в ее великом будущем. Я абсолютно не разделяю пессимизма издателей. Я считаю, что новые каналы распространения дают журналистике больше возможностей, нежели представляют угроз». Попутно он пеняет на «плаксивость некоторых коллег», обижающихся на уход читателей в онлайн-сервис. «Нужно идти за читателем», — уверен Депфнер.

 

И действительно, доходы Bild от интернет-рекламы с 1998 г. выросли на 20%, хотя национальный рекламный рынок за это же время упал на 17%. Трафик веб-сайта Bild.de — около 1,1 млрд показов в месяц, что в два раза выше показателей сайта журнала Spiegel.

 

«Рост тиражей был бы, конечно, приятнее. Но мне важно, что мы не потеряли своего сегмента на рынке, вовремя совершили прыжок в онлайновый бизнес и держим тиражи на уровне, дающем прибыль… То, что другие долгое время рассматривали только как угрозу, мы использовали как шанс», — утверждает Депфнер в интервью Spiegel, скромно добавляя, что у Bild «почти 12 млн читателей — этим не может похвастаться даже телевидение. А доходы она приносит такие, что можно было бы и покраснеть, но у Bild и так логотип красный».

В бытность главным редактором деловой газеты Die Welt Депфнер превратил ее в СМИ, полноценно выпускаемое как в печатном виде, так и онлайн. Отчасти благодаря этому в 2007 г. газета перестала быть убыточной.

 

Доходы от цифровых СМИ, контролируемых Axel Springer, за последний год выросли на 82% до 378 млн евро. Депфнер признает, что это лишь 14% от общего дохода в 2,9 млрд евро, но добавляет: «Через несколько лет — 5, 7 или 10, не хочу говорить, — я считаю, компания должна стать на 50% печатной и на 50% цифровой».

 

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ

 

«В Великобритании мы известны тем, что не купили Daily Telegraph», — с усмешкой говорит президент Axel Springer. В 2004 г. братья Барклай оказались на 150 млн фунтов щедрее немцев. Депфнер не жалеет о неудаче: «Мы не могли дать больше, так как считали, что потребуется инвестировать миллионы в редакцию, IT, печать и реструктуризацию бизнеса». Но он готов к реваншу: если в Великобритании или в любой части Европы будет продаваться бренд из числа лидирующих, Депфнер поборется за его приобретение: «Когда я стал во главе издательства, как раз лопнул интернет-пузырь. У нас был шанс прикупить немало доменов. Но тогда Axel Springer и сам получал средства на оздоровление, а банки не давали нам ни цента, — вспоминал он в интервью Spiegel. — Теперь пузырь снова схлопывается. Но сейчас мы в состоянии действовать. Долгов у нас практически нет, а [финансовые] показатели нормальные».

 

Telegraph не единственная неудача Депфнера. В 2006 г. Axel Springer попытался увеличить свой пакет в немецкой телегруппе Pro­SiebenSat1 до контрольного, но антимонопольные органы запретили сделку. Точно так же они отказали и Сильвио Берлускони. В итоге Pro­SiebenSat1 досталась международному фонду KKR. Спустя год Axel Springer был вынужден провести огромные списания после провала проекта по организации почтового сообщения внутри Германии.

 

Депфнер честно признается, что хотел бы реформировать немецкие антимонопольные органы так, чтобы они позволили местным медиакомпаниям расти и при этом оставаться свободными от угрозы поглощения со стороны иностранных компаний. А еще призывает обратить внимание на опыт Великобритании, где газеты освобождены от НДС. Открыто критикует европейский опыт ограничений на рекламу, особенно рекламу жирной пищи.

 

«Я глубоко убежден, что мы должны иметь возможность свободно рекламировать товары, которые продаются легально. Если товар настолько опасен, что его нельзя рекламировать, тогда запретите этот товар, — кипятится Депфнер. — Но мы же не можем допустить возможность запрета машин, алкоголя, жирной пищи, сладостей и даже нижнего белья! Вы не поверите, но на полном серьезе обсуждается запрет на рекламу женского нижнего белья, потому что она вызывает половую дискриминацию!»

 

Депфнер — ярый рыночник. Государство, на его взгляд, — это «не автомат с освежительными напитками, в котором каждый, у кого появилась жажда, может что-то найти для себя». Идею, что правительство должно наводить порядок, он называет «навязчивой», приводя в пример покупку государством акций Commerzbank. Правда, от государства Депфнеру все же что-то нужно. В апреле этого года он выступил за внесение в законы об авторском праве изменений, которые бы защитили материалы онлайн-изданий от новостных агрегаторов. Google News и подобные сервисы должны платить издателям за цитирование их материалов, убеждал Депфнер. До этого похожие заявления делали председатель совета директоров Associated Press Дин Синглтон и владелец News Corporation Руперт Мердок. Но они не доходили до того, чтобы требовать изменить закон. Депфнер же упомянул, что это будет только первым шагом. Правда, о последующих мерах он предпочел не распространяться.

 

История получила продолжение: в июле этого года еврокомиссару по телекоммуникациям и медиа Вивиан Ридинг была передана «Гамбургская хартия». В этом документе ведущие издательства — от Axel Springer и финской Sanoma до европейских подразделений News Corp и The Wall Street Journal — просят чиновников заставить новостные агрегаторы платить за создаваемый профессиональными журналистами контент. Правда, как именно можно это сделать, не упоминают.

 

Философия журналистики

В 2001 г. три брата скандально известной писательницы Шарлотты Роше (на фото) погибли в автокатастрофе по пути на ее свадьбу. После этого писательнице не давали прохода журналисты немецкого таблоида Bild. Нечаянно столкнувшись в самолете с топ-менеджером издающей эту газету Axel Springer Матиасом Депфнером, Роше не смогла сдержать эмоции и обрушилась на него с упреками. Журнал Spiegel позже поинтересовался у Депфнера, как он отнесся к тому инциденту. «Как к возможности свободно выразить свое мнение, — спокойно ответил он. — Уже 27 лет я продолжаю размышлять об этом. С тех пор как я стал работать журналистом, я стал чувствовать ответственность. Я начинал как музыкальный критик в региональном издании, где с помощью маленькой рецензии можно было поспособствовать карьере пианиста или перечеркнуть ее. Эта мысль никогда не покидает меня при написании каждой строки о какой-нибудь семейной трагедии. Но с тех пор я часто сталкиваюсь и с ханжеством. Вы не представляете, как много людей рассказывают газетам самые интимные подробности из своей жизни, чтобы потом с наигранным возмущением раскритиковать газету как раз за эту заметку».

 

Государство и пресса

Матиас Депфнер: «Скажу, несколько утрируя: даже разорившееся медийное предприятие лучше, чем орган прессы, который государство финансирует и которым оно же управляет, когда политики берутся сами назначать главных редакторов. Издатели — это предприниматели-частники, и своих экономических целей они должны добиваться самостоятельно».

 

Антон Осипов, Виктория Сункина, в подготовке статьи участвовала Кристина Тухтарова

 

Ведомости

 

 

 




Коментарі

Додати коментар