Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


13 липня 2009

Александр Мартыненко: «"Группы риска" в печатной сфере – деловые и общественно-политические ежедневки»

Facebook Twitter LiveJournal

Генеральный директор «Интерфакс-Украина» Александр Мартыненко, в интервью «МедиаБизнесу» рассказал о доходах агентства в 2008 году, как во время кризиса изменился спрос на платную информацию и сделал прогноз развития украинского рынка прессы в будущем.
 

- Сколько сейчас подписчиков у Интерфакс-Украина? Сколько было в начале 2008 года?
- Точное количество подписчиков мы не раскрываем, но всего на сегодняшний день продается более 2000 продуктов в месяц. В этом году наблюдаем небольшое падение числа клиентов, но это в большей степени относилось в первому кварталу. В июне количество новых клиентов превысило число отказавшихся.

- Сколько тратят СМИ на покупку информации?
- Цены на наши продукты определяются индивидуально. Играют роль срок контракта, наличие подписки на несколько продуктов, периодичность доставки информации, но не тип издания.  Для нас не имеет значения, является ли нашими клиентом ежедневка или еженедельник. В среднем цена на пакет главных новостей начинается с 2000 грн в месяц.

- Как изменился спрос в деньгах на информацию с наступлением кризиса?
- Спрос остался и даже вырос. Сократился платежеспособный спрос. Мы зависим, прежде всего,  от финансового состояния наших клиентов, а оно, как известно, нестабильно. У клиента есть выбор, как минимум, из двух вариантов. Можно сократить затраты на персонал, самостоятельно собирающий информацию,  и купить ее у агентства. Можно отказаться от всех платных источников и оставить людей, копающихся в интернете. Первый вариант предполагает сокращение затрат, второй – сохранение персонала. Вот они и выбирают. Наибольшее падение объемов отмечалось в январе-феврале – до 20%. В июне падения нет. Более того, возвращаются клиенты, которые отказывались от нас в первом квартале.

- Как отразился кризис на Интерфакс-Украина? Агентству пришлось сокращать расходы? За счет чего?
- Мы, естественно, сократили расходы. Ввели режим жесткой экономии в части закупки новой техники, сократили транспортные расходы и затраты на связь. Приостановили сотрудничество  с несколькими сотрудниками, работавшими у нас по трудовым договорам, хотя осенью, возможно, наши контакты восстановим. При этом мы не сокращали зарплаты и практически не увольняли штатных сотрудников. Зарплаты – это приоритет.

- Но во многих украинских изданиях зарплаты - далеко не приоритет. Почему в Интерфаксе зарплаты – приоритет? У вас зарплаты не изменились в гривнах или в долларах?
- Зарплаты являются приоритетом, потому что продукты, которые мы продаем, создают живые люди, которым сейчас нелегко.  И задача менеджмента, как я ее понимаю, - создать им максимально благоприятные условия для труда, что даст возможность и требовать его соответствующего качества.
Мне, конечно, хотелось бы зарплаты повысить и сохранить все инвестиционные программы, но уже более 12 лет агентство зарабатывает исключительно продажей собственных продуктов и услуг, не получая финансирования от учредителей или какого-либо другого источника. Это трудно, но это же заставляет работать более эффективно и расходовать средства экономно.
Что касается уровня зарплат – никакой привязки к доллару у нас нет и не было давно. И когда доллар падал, и когда он рос. Понимаю, что в долларах зарплаты сократились и планирую их повысить,  но только тогда, когда возобновится рост продаж.

- Сколько сотрудников сейчас в агентстве?
- Всего у нас работает 95 человек. Из них творческий персонал – журналисты, редакторы, переводчики – около 75 человек.

- Какой был доход у Интерфакс-Украина в 2008 году? Какой был доход в 2007 году?
- Абсолютные цифры дохода агентство не разглашает. В 2007 году рост составил 36%, в 2008 году - 23% с учетом уже кризисного четвертого квартала. В первом полугодии 2009 года объем сократился примерно на 10%. Два последних месяца падения нет.

- Покупают ли информацию интернет-издания? В каком объеме по сравнению с печатными изданиями?
- Продажи интернет-изданиям – весьма положительная тенденция последних 2-х лет. До того мы отмечали рост воровства наших текстов интернетом, но серьезная работа продавцов с интернетчиками привели к тому, что на сегодня, во всяком случае, в украинском сегменте, такой проблемы почти нет. Нас покупают практически все лидеры украинского интернета, и меня радует их цивилизованное отношение к источникам информации. Есть, конечно, печальные исключения, но их немного. С ними мы боремся.

- Что значит «серьезная работа продавцов с интернетчиками»? Для интернет-изданий Интерфакс предлагает особые условия? Скидки?
- Это означает, что некоторым пришлось разъяснять положения украинского законодательства в той части, в которой речь идет о защите права собственности агентства на его продукцию.
В принципе, пару исков в суды были готовы, но мы в итоге пришли к соглашению. И это радует.
Интернет-изданиям мы действительно предлагаем «особые условия» - цены для них значительно выше, чем для других клиентов. Интернет предлагает нашим же клиентам бесплатный доступ к информации тем же способом, каким наши подписчики получают и нашу продукцию.
Поэтому в свое время был выбор: или бороться с Интернетом, или с ним сотрудничать. Поскольку прогресс остановить нельзя, остановились на втором варианте. .   

- На Ваш взгляд, в Украине интернет-издания будут вытеснять печатные? В каких категориях прессы это произойдет в первую очередь?
- Кризис основательно почистит рынок печатных СМИ, что правильно, поскольку их количество не соответствует потребностям рынка. Но выжившие, думаю, проработают еще длительное время. Все зависит от рекламистов – как только стоимость контакта с потребителем в интернете приблизится к «печатной», начнется процесс перераспределения бюджетов. «Группы риска» в печатной сфере – деловые и общественно-политические ежедневки. Потребители первых будут уходить к нам и в интернет, вторые просто очень дороги в производстве, и нынешний рынок их не прокормит. Мне кажется, могут остаться 1-2 общенациональных деловых издания и 2-3 общеполитических. Остальные будут читать только сотрудники газет  и их собственники.

- В последнее время, Мердок, в частности, говорит, что издательский бизнес должен определить новые, надежные источники доходов. Потому что рекламные доходы размываются между агрегаторами информации, которые в отличие от генераторов, несут несоизмеримо меньшие расходы. В следствии этого они предлагают низкие цены на размещение рекламы, отъедая таким образом, часть жизненнонеобходимых денег у генераторов. Как Вы считаете, каким будет наиболее практичное решение этой проблемы в мире и в Украине?
- К сожалению, никаких нових источников дохода у издательского бизнеса в его привычном состоянии быть не может. Поэтому генераторам просто надо задуматься об условиях использования свого продукта агрегаторами. А решение этой проблемы лежит в плоскости правового регулирования интернета. Что бы кто не говорили, это процесс идет, хоть и с запозданием по сравнению с развитием самой сети. Думаю, нам еще предстоит пройти через этап «интернет-офшоров», но, рано или поздно, этот  бизнес будет урегулирован.
К счастью или к сожалению, Украина от этих проблем далека. Нам еще предстоят годы, чтобы догнать в части интернетизации населения Румынию.

- Можно ли сказать, что проблема с перетеканием доходов в сторону агрегаторов, усугубилась с углублением процесса сегментации по рынкам, темам, жанрам и тд. Правда ли, что зачастую, узкосегментированные агрегаторы имеют более четкую, однородную целевую аудиторию (что является преимуществом в борьбе за рекламодателя) нежели многопрофильный производитель новостей?
- Я не вижу абсолютно никакого экономического смысла в создании узкопрофильного агрегатора. Бесплатный интернет-проект может выжить только при условии привлечения максимально широкой аудитории, во всяком случае, в условиях Украины.
Другое дело, - развитие контекстной рекламы в поисковых системах. Это и является способом сегментации рекламного рынка. Но поисковикам надо еще пройти стадию максимально полной идентификации пользователя – не только по его месту жительства, но и по запросам, виду деятельности, художественным вкусам и привычкам. Это дело времени, хотя и довольно длительного.
А для узкопрофильной рекламы наилучший способ размещения сегодня – это агентства. Потому что мы можем предоставить рекламодателю полные списки компаний, которые получили его текст, причем восприняли его не как спам, а как полезную информацию. Кстати, услуга распространения пресс-релизов у нас есть и хорошо себя чувствует.
 
- Каков Ваш прогноз относительно спроса на платную информацию со стороны печатных изданий и интернет-изданий в ближайшие пару лет?
- Прежде всего, рынок медиа для нас давно перестал быть определяющим. Мы работаем, главным образом,  для субъектов предпринимательства разных размеров и видов деятельности. Поэтому меня больше интересует прогноз состояния банков, финансовых и фондовых компаний, предприятий реального сектора. Но сегодня, ни для страны в целом, ни для медиа-рынка в частности, обоснованного прогноза на год-два никто сделать не в состоянии. Реальные планы можно строить на два-три месяца. Все остальное - вопрос веры и надежды.

- Какие рынки до сих пор плохо освещаются в Украине?
- Рынки освещаются в той степени, в которых это освещение нужно потребителям., причем эти потребители должны быть платежеспособными и их не должно быть четыре-пять. Кроме того, на этих рынках должно что-то происходить. Если на рынке какого-либо товара или услуги существует долгоиграющая монополия или картельный сговор – он теряет привлекательность в части информирования. Наши коллеги в России сейчас начали выпуск специализированного продукта по фармацевтическому рынку. Поскольку продукт охватывает весь бывший СССР, мы тоже начинаем с ним более плотно работать. Объемы денег на этом рынке огромные, кризис на нем почти не сказался, но традиционно сфера закрытая  и какая-то молчаливая. Будем искать к ней подходы.

- По какому принципу Интерфакс фильтрует новости. Например, политики часто, делают громкие заявления. Как вы определяете что давать в ленту, а что – нет?
- Критерии четкие и понятные. Мы должны дать нашому потребителю полное представление о том, что происходит в стране. Поэтому и заявления, другая информация размещаются на ленте исходя из того, влияют ли они на жизнь страны в целом и каждого человека в отдельности или нет. Или, могут повлиять в будущем.
Кроме того, за долгое время работы мы научились различать, где реальная точка зрениия политика, а где его рекламная акция. Реклама – это для ТВ, газет и интернета. Нас интересует реальность.
Да, у нас более строгий «входной контроль» для новостей, чем у других источников. Мы стараемся не «желтеть» такими темпами, как окружающая середа. Просто нашому потребителю нужна объективная информация, а не то, кто как кого обозвал. Это он в других местах найдет.     

- Кто ваш основной конкурент в Украине (УНИАН, «Украинские новости»)?
- Конкуренции в чистом виде мы не ощущаем. Просто каждая из аналогичных структур выбрала свой путь развития и свою бизнес-модель. Мы, например, не можем предложить клиентам услугу комплексного лоббирования их интересов в информационном поле Украины. Да, мы недополучаем из-за этого доходы, но у нас есть информационный стандарт группы «Интерфакс», который прямо запрещает заниматься такими вещами как несоответствующими статусу информационного агентства. Кроме того, нашим коллегам, которые входят в состав холдингов и, так или иначе,  вынуждены работать в заданных собственником рамках,  конкурировать на рынке тяжелее. У нас ко всем олигархам отношение одинаковое.

- Оцените уровень украинской прессы в целом.
- Уровень украинской прессы соответствует уровню украинских читателей и украинской экономики.  Есть проекты удачные, но их мало. А в какой сфере нашей жизни их много? Беспокоит профессиональный уровень журналистики. Беспокоит незнание профессиональных стандартов и нежелание работать в соответствии с ними, особенно усилившееся во время кризиса.  Беспокоит желание продать читателю или зрителю все, что угодно, не обращая внимания на профессиональные или этические нормы. Но это проблема не только прессы. Региональная пресса в этом смысле от центральной ничем не отличается, только денег там в разы меньше.

- Расскажите о планах Интерфакс-Украина на ближайший год: как изменится линейка продуктов, как будет развиваться региональная сеть?
- Мы всегда жили по определяющему принципу экономической эффективности. Но если раньше можно было позволить себе эксперименты, то сегодня играть в них опасно. Поэтому главное для нас – развивать и совершенствовать продукты, уже запущенные в последнее время. Речь идет, прежде всего, о ленте новостей для трейдеров, которую мы делаем для клиентов Украинской биржи. Это новый для нашего рынка продукт, который органично появился из уже имеющихся. Это продукт по фондовому рынку, интегрировавший в себя отчетность акционерных обществ. Это проект юридических комментариев к принятым нормативным актам. Это перевод клиентов на принципиально новую для нашего рынка систему передачи информации «Терминал», значительно облегчившую получение оперативной информации и пользование базой. Естественно, появятся дополнительные услуги, связанные с президентскими выборами.  Какие именно, – определимся к сентябрю. Это и расширение проекта трансляции пресс-конференций с Радио «ЭРА-ФМ» и телеканалом «24». У всех этих направлений есть потенциал и наша задача – его максимально использовать. Нам потребуется расширение региональной сети к предвыборной кампании, будем приглашать к сотрудничеству стрингеров в тех областях, где у нас нет постоянных корреспондентов.  А в период отсутствия выборов нас устраивает уже имеющаяся сеть. Ее дальнейшее развитие зависит только от состояния дел в регионах. Совершит, например, Черниговская область экономическое чудо – и там сразу появится наш штатный корреспондент.

http://www.mediabusiness.com.ua/




Коментарі

Додати коментар