|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
21 травня 2009
Перехёрсток: интервью Дэмиена Хёрста журналу Фокус– Возможно, вы слышали, что в Украине есть государственная комиссия по защите общественной морали. И была вероятность, что вашу выставку запретят. Можете ли вы сами найти какие-то причины, почему ваши работы можно запретить? – Ну, знаете, можете ли вы запретить Библию? Или изображения животных? Обычно на мои работы сильнее реагируют люди, которые их не видели. Вот вы, к примеру, читаете пресс-релиз, и там написано: «Мёртвая акула! Мёртвые мухи! Мёртвые коровы!» Боже мой, конец света! Но если вы придёте на выставку, то увидите, что всё немного не так. Люди говорят: «Ваши работы чудовищны!» Я спрашиваю: «Когда вы их видели?» – «Я не видел. Я читал об этом». Думаю, это как раз тот случай. – Помогают ли скандалы в вашей работе, делают ли они вас популярнее? – Обычно вокруг моих работ много разговоров, но выставки никогда не закрывали. Зрители говорят: «Твоя работа шокирует», как будто это критика и в моих работах больше ничего нет. Но в них есть и другие, более важные смыслы. И вообще, мне кажется, я не делаю ничего такого, чего не делали художники из прошлого. Просто сегодняшний мир более сумасшедший в визуальном плане. Художнику ведь приходится конкурировать с рекламой, которая очень агрессивно борется за ваше внимание и стремится продать вам какой-то продукт. Поэтому художники тоже должны быть агрессивными, чтобы добраться до человеческих умов. Иногда приходится заставлять людей нервничать, пугать их, смущать, ставить в неловкое положение. – Почувствовали ли вы на себе финансовый кризис? Ваши продажи не упали? – За последние пару месяцев те люди, которые купили мои картины, всё ещё остаются их владельцами, хотя раньше они продали бы всё очень быстро. – То есть спрос стал меньше, но цены не упали? – Тут мне повезло: цены снижать не пришлось. Но знаете, я думаю, это всё не важно. Потому что для произведения искусства не имеет значения, дорого его купили или дёшево. Всё, о чём я беспокоюсь, это чтобы сделанное мной не оказалось в конечном счёте в мусорнике. А почём работы продаются – не важно, пока они продаются. – Как вы думаете, почему за ваши работы выкладывают такие суммы? Это ведь скорее интеллектуальное удовольствие, наслаждаться вашими произведениями весьма сложно. – Цена определяется тем, сколько заплатит следующий покупатель. То есть если я продаю вам что-то за пять фунтов, а кто-то говорит: «Я дам тебе десятку», то вы уже ничего не поделаете. – Говорят, кризис хорошо повлияет на арт-рынок, и заоблачные цены станут более реальными. Согласны ли вы с этим? –Я не знаю, что значит «более реальные цены». Когда я начал заниматься искусством, я отдавал свои работы людям, которым задолжал деньги. Они были несколько разочарованы, потому что предпочли бы наличные. Так что я прошёл весь путь до безумных цен. Я верю, что искусство мощнее и креативнее денег. – Многие украинские зрители даже после посещения вашей выставки продолжают задаваться вопросом: почему Хёрст – это искусство? Поэтому хотелось бы спросить у вас: так почему ваши работы – это искусство? – На это у меня есть один ответ: потому что они выставляются в арт-центре (смеётся). – Вы – самый дорогой из ныне живущих художников, интересно, сколько у вас денег при себе? – Не знаю, это украинские деньги. Шесть тысяч – это много? – Да, довольно много, около 800 долларов. – То есть где-то КоментаріДодати коментар |
Самый дорогой из ныне живущих художников Дэмиен Хёрст рассказал Фокусу, почему его выставки не нужно запрещать и почему его произведения – настоящее искусство.
Открывшаяся в конце апреля в столичном PinchukArtCentre ретроспектива британца Дэмиена Хёрста оказалась настоящей сенсацией. В первые дни работы желающим её посмотреть приходилось выстаивать двухчасовые очереди, а количество посетителей – почти 10 тыс. человек – стало новым рекордом для арт-центра.