|
|
20 березня 2009
Татьяна Ефименко: «Людям нужна информация и эмоции»
- Некоторые телеканалы не получили поступления от рекламы своевременно. Рекламодатели просят, учитывая экономическую ситуацию, подождать. Как обстоят дела у прессы?
- Рекламодатели стали платить хуже – это факт. И с одной стороны мы прекрасно их понимаем: большая часть фирм кредитовалась, в условиях отсутствия кредитов им сложнее рассчитываться. Но с другой стороны – мы все равно пытаемся получить долги от своих клиентов. Надеемся, нам это удастся.
- А за какой период существует задолженность?
- Так нельзя говорить. Дебиторская задолженность изначально была разной по разным сегментам. Например, часть клиентов, которые рекламировали селективную косметику, всегда платили раз в три месяца. Сейчас весь рынок стал платить хуже. С нами не все компании рассчитались даже за прошлый год и в общей сумме должны нам еще около 2 млн грн.
- К чему может привести подписанный Президентом закон о надбавке в 13 % к пошлине на ряд импортных товаров? Каких изменений следует ждать рекламному рынку?
- Ситуация на рекламном рынке действительно изменяется, не только потому что у людей нет денег, но и потому что перестали работать часть дилеров. Их работа осложнена и это наблюдается в разных сегментах рынка. Совокупно это приведет к тому, что доля импорта будет уменьшаться, а местные производители будут расти.
- Как изменяется активность разных категорий рекламодателей?
- Мы еще не получили полные данные по январю, чтобы точно сказать. Но в целом, уже сейчас можно говорить о том, что автомобильные компании, которые давали прессе большие деньги, снизили рекламные бюджеты процентов на 70. Сильно урезала бюджеты селективная косметика. Но сейчас еще не все выбрали свою рекламную стратегию. Часть компаний сокращает свои расходы. Другие наоборот понимают, что в условиях кризиса рекламироваться и промотироваться дешевле. Соответственно – за меньшие деньги получить увеличение своей доли продажи.
- Если оценивать динамику рекламного рынка в 2009 году. Что вы о ней думаете?
- У нас январь-февраль пока похож на прошлый год. Может, лишь чуточку меньше. Заявки на март пока что меня не сильно радуют.
- Март всегда отличался хорошими рекламными поступлениями.
- Опять же все меняется. Раньше этот месяц был показательным. Почему? Традиционно компании старались рекламироваться перед новым годом и восьмым марта, чтобы люди выбрали их товар. Сейчас товаров некоторых компаний просто нет на полках, а те, кто есть – задают справедливый вопрос: «А зачем рекламироваться? Нашу продукцию все равно купят». Законы предыдущей жизни уже не будут работать – это абсолютно точно. В мирное время армия ведет себя по-одному, а в военное иначе.
- А как сейчас ведут себя подрядчики? Они идут на какие-то уступки?
- Мне кажется, что выживут только те, кто умеет договариваться. И это касается как наших подрядчиков, так и нас, как подрядчиков для рекламных агентств. Мы пока еще не меняли подрядчиков. Но будем внимательно смотреть на возможности печати в принципе. И там тендер, не тендер, но точно проверим насколько у нас выгодные цены.
- Из-за нестабильного курса цена на бумагу очень часто менялась. Сейчас приходится слышать, что в Украине она выше, чем в Европе. Это действительно так?
- Не знаю, где покупают бумагу, люди, которые говорят, что цена на нее выше европейской. У нас она всегда была ниже. Цена на газетную бумагу в долларах снижается постоянно. Потому что рынок падает. Он падает и у нас, и в России, и в США. На комбинатах в России закрывают машины, которые делают бумагу. Другой вопрос: как растет курс гривны по отношению к доллару. Это изменяет гривневую стоимость бумаги. Если сравнивать цену с той, что была три месяца назад, то она упала в долларах процентов на 30. Но при этом, понятно – в гривне выросла. Реально в гривнах бумага подорожала где-то на 10%.
- Насколько подорожала, скажем, печать журнала-еженедельника. Если сравнивать цену осени 2008 года и нынешнюю?
- С точки зрения типографских услуг – это дороже, но не намного, в основном из-за бумаги. В целом процентов на 30-40. За счет того, что у типографий часть затрат – евросодержащие. И плюс бумага мелованная вся покупается в Европе (на ее стоимость влияет курс евро).
- В прошлом году УМХ уже поднимал цены на издания. Могут ли они вырасти еще?
- Если будет инфляция, цены на издания будут изменяться. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация с курсом доллара, будут кредиты или нет. Тогда я смогу рассказать, как будут развиваться наши издания. В условиях, когда очень много неопределенного… решения надо будет принимать быстро. Изменилась ситуация – принимаем решение.
- Как обстоят дела с экспедированием?
- «Укрпочта» очень сильно подняла свои расценки на экспедирование. Мы стараемся сейчас договариваться с частными перевозчиками, у которых тоже упали обороты и, соответственно, люди идут на встречу.
- До начала кризиса вы как-то заявляли, что в этом году запустите 5-6 проектов. Сколько собираетесь теперь?
- На сегодняшний момент – ни одного. Они все готовые, все лежат. Будут они нужны когда ситуация стабилизируется, или нет – не знаю. Скорее всего – нет.
- А какие направления могли бы быть наиболее перспективными сейчас?
- Все очень просто: людям нужна информация и эмоции. Успешными будут проекты, с уклоном в эти стороны. А дальше, каким способом мы донесем это до нашего потенциального пользователя – не знаю. То ли это будет Интернет, то ли какие-то специальные мероприятия. Может, мы вообще будем шары запускать вместе со своими читателями (улыбается).
- Если уж Вы упомянули Интернет. Будет ли холдинг пробовать выиграть во время кризиса за счет синергии печатных СМИ и Интернет-проектов?
- В этом направлении мы уже работаем. У нас есть проект Time out и проект «Деньги.ua». В них изначально предполагалось, что будет и Интернет-версия, и принт-версия бренда. Но мы сменили акценты в сторону Интернета. По «Деньгам.ua» понятно почему – курс валют и ситуация меняется очень быстро. Даже если бы «Деньги» были ежедневной газетой, все равно они бы отставали от текущих событий. А относительно Time out: думаю, киевляне, которые могут себе позволить отдыхать пользуются Интернетом.
- Когда «Деньги.ua» вернуться к режиму еженедельника?
- Сейчас они выходят раз в две недели. Не могу сказать, когда журнал вернется к еженедельному режиму, и вернется ли: к окончанию кризиса медиамир изменится.
- Долгое время по рынку ходили слухи о том, что в Украине появится своя версия Newsweek. Почти всем медиа-холдингам приписывали намерения браться за его запуск. В том числе и УМХ. Такие планы действительно были?
- У нас такое корпоративное правило: мы не говорим о том, какие переговоры ведем или вели.
- По вашему мнению этот сегмент заполнен достаточно качественной продукцией? И заполнен ли? Насколько перспективно развитие сегмента news magazin в Украине?
- Да простят меня конкуренты, но качественных news magazin в Украине всего два ¬ – «Фокус» и «Корреспондент». Все остальное, как по мне, либо странное, либо очень странное. Если считать news magazin и такие издания, как «Аргументы и факты», то есть газеты, которые выходят еженедельно, то в принципе – эта ниша у нас заполнена. Если сравнивать, сколько у нас, и сколько в других странах мелованных news magazin, окажется, что их недостаточно. Думаю, после кризиса они буду развиваться.
- А когда закончится кризис?
- Во-первых, он еще не начался. То, что у нас было – это даже не тренировка, а так – фальстарт. В ближайшее время экономическая ситуация будет ухудшаться. Думаю, что в депрессивном состоянии мы будем находиться минимум два года. Но опять же – не вижу в этом ничего плохого. Жизнь перестает быть однообразной. Ты уже не знаешь все, что будешь делать послезавтра. Для молодежи это – вообще подарок судьбы!
- На чем холдинг экономит в связи с кризисом?
- Экономим на всем. Даже на том, на чем раньше было вроде как не прилично. Ну, например, на сегодняшний день у нас нет ни одного съемного помещения. Это очень большие деньги, которые мы раньше платили за аренду другим компаниям. Сейчас мы их не тратим.
Кроме того, мы стараемся вообще не инвестировать проекты, а выводить их на самоокупаемость, даже новые. Местами это у нас получается.
- Как будет чувствовать себя во время кризиса сегмент глянцевых изданий?
- Если издание хорошее, то не зависимо от того – глянцевое оно или нет – оно выживет. Ведь что сейчас происходит на рекламном рынке? Деньги получают те, кто в сегменте в топ-пятерке. На практике это выглядит так: бизнесмен, который раньше читал три деловых издания, сейчас, выбирает самое насыщенное. И не потому, что у него нет денег на остальные, просто он не хочет тратить много времени на чтение, когда ситуация настолько неспокойная. Думаю, не пострадают ТВ-гайды. Общественно-информационные издания тоже никуда не денутся. Относительно женских изданий: у женщин всегда найдется время и деньги, чтобы купить себе журнал о своем любимом кремике № 689. Вот кто уйдет с рынка, так это всякие издания, которые пишут на непонятные темы.
- Что будет с нишевыми изданиями?
- Они престанут развиваться такими темпами, как раньше. В ближайшие два года в Украине вряд ли появятся экономические эффективные издания о конном спорте, или гольфе. Что на самом деле, если бы не было кризиса, с высокой степенью вероятности могло произойти.
Материалы по теме:
Татьяна Ефименко: «Самая лучшая возможность в кризис – придумать что-то новое. И мы обязательно придумаем»
www.mediabusiness.com.ua
|
|
Генеральный директор крупнейшего издательского дома «Украинский Медиа Холдинг» Татьяна Ефименко рассказала «МедиаБизнесу» о том, как издательский дом переживает кризис, на чем приходится экономить, как меняется активность рекламодателей и о том, какие проекты могут быть успешными во время финансовой нестабильности.