Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


22 липня 2011

Виталий Чирков: «Ахметов не считает «Сегодня» бизнесом»

Facebook Twitter LiveJournal

Карьеру в журналистике и медиабизнесе уроженец Донецка Виталий Чирков начинал в Израиле. Там он попробовал свои силы в разных СМИ, ориентированных на русскоговорящую аудиторию.  В «нулевых» Чирков вернулся в Украину. Некоторое время возглавлял газету «Сегодня», а с 2007-го – является главным редактором женского «матового» журнала LQ. В первой части интервью «МедиаБизнесу» он рассказал об отечественных газетах, которые, по мнению Чиркова, в Украине так и не стали полноценным бизнесом, назначении Алены Громницкой и бизнес изданиях.

- Вы работали в различных СМИ Украины и Израиля. В том числе и в газетах. Сейчас печатные СМИ переживают не лучшие времена. В чем беда украинских газет?
- Можно сказать, что ежедневных газет, в Украине в принципе, нет.  Если мы сравним со Штатами, Европой, Польшей и рассмотрим тиражи их ежедневных изданий, то все станет ясно. В Англии две ведущих газеты имеют тираж до полутора миллионов экземпляров. И там это богатый самодостаточный бизнес, в котором, естественно, нет олигархического влияния. В Украине ситуация совсем иная.

- Что же будет с такой прессой в цифровую эпоху?
- Украина, скорее всего, перескочит газетный этап, как перескочила кредитные карточки. Большинство украинцев получают деньги на карточки, но обычно пользуются ими как окошком кассы на работе. То есть карточки не выполняют своей функции.  А заграницей люди не помнят, как выглядят наличные… Ровно то же самое можно сказать о печатной прессе, газетах. На смену им придет электронная бумага, айпеды, планшетники. Люди будут с их помощью получать и воспринимать информацию, а не из бумажных газет.

Впрочем, если с помощью таких устройств лишь сто тысяч человек (как сегодня газетами) будут интересоваться тем, что происходит в стране, то бизнесом это тоже не станет.  А причина такого низкого интереса к прессе в Украине в ее «неангажированной заангажированности».

- То есть?
- Я три года работал шеф-редактором газеты «Сегодня» и изучал все, что происходило с момента независимости.  За 20 лет новейшей истории по факту публикации в газете не было инициировано ни одного уголовного дела. Это означает, что журналистики у нас в стране нет, с точки зрения общественно-политической. Основная функция такой  (общественно-политической прессы – МБ) прессы – независимый контроль, а он не может существовать без расследований.

Из-за того что медиа не стало бизнесом, уровень зарплат журналистов – элитной во всем мире профессии -  не соответствует функции. У нас милиция, судьи, учителя, врачи, чиновники берут взятки. У них маленькая зарплата. И по этой причине журналисты берут взятки – деньгами, сохранением рабочего места, доступом к привилегиям, скидками на услуги, заграничными поездками и т.д. и т.п.

- Проблема в нечистоплотности сотрудников СМИ?
- Нет, это не причина, а следствие. По сути, кроме Ложкина и нескольких региональных издателей в нашей стране никто не занимается печатным медиа-бизнесом как бизнесом, поэтому и результат такой. Последняя иллюстрация: назначение нового генерального директора «Сегодня мультимедия». Я терпеть не мог Гильермо Шмидта, но отказать ему, по крайней мере, в опыте управления крупным медиа-бизнесом нельзя. И кого же мы вместо опытного пенсионера назначаем в 20-х годах 21 века управлять самой популярной газетой страны? С амбициями конвергенций, мультимедийностей и бла-бла-бла медиа-бизнеса? Правильно, бывшего пресс-секретаря Кучмы, бывшего главного редактора никогда толком не существовавшего журнала «Профиль». Чисто политическое назначение. Мексика 70-х годов прошлого века, честное слово. Удивительное решение для Ахметова, который для «Шахтера» перепробовал каких угодно опытных тренеров, не говоря уже о созданной им профессиональнейшей в профильных направлениях империи SCM. Ответ прост: он не считает это бизнесом, поэтому ему не важны миллионные тиражи – 450 читателей Рады достаточно. И так выглядит подавляющее большинство наших печатных СМИ.     

В мире все иначе: смотрите, на что шли «News of the World» ради тиражей! Например, у израильской газеты «Едиот Ахоронот» пятничный тираж под миллион. У ближайших преследователей чуть меньше, но это сотни тысяч. Два миллиона газет продается в один день шести миллионам человек. Средняя семья в Израиле состоит из пяти человек. То есть семья покупает примерно две с половиной газеты в день.

У «Едиот Ахоронот» есть специальный отдел расследований. Отдел обязан раз в месяц выдавать расследование, которое с вероятностью в 50% вызовет возбуждение уголовного дела против его фигурантов. Это делается, для того чтоб газету читали. Это бизнес. Принцип такой: «если мы контроль по-настоящему, то нас будут читать». Поэтому в Израиле сажают в тюрьму президентов за сексуальные домогательства, поэтому возбуждают уголовные дела против министров. Поэтому там читают газеты. И поэтому там это бизнес.
В Украине же все знают, сколько, например, стоит в БТИ утвердить незаконный ремонт, но ни один журналист не пошел и не сделал простое расследование, результатом которого должны стать пара уголовных дел против работников БТИ. Просто пойти, пройти весь путь, записать все на диктофон и опубликовать.

И тогда вас начнут читать. И тогда вы станете зарабатывать, а не выпрашивать. Но этого никто не делает. Почему? Скорее всего, внутренний цензор: «А вдруг начальник БТИ дружбан моего хозяина?». Я утрирую, но недалек от истины.

- Как должна меняться технологически роль журналиста в медиа?
- Конвергенция – это будущее медиа.  Это правильный путь, но важно сначала понимать: где курица, а где яйцо. Сначала нужно понять, зачем вашему бизнесу конвергенция, что она принесет, в каких количествах, что вы готовы для этого сделать, сколько и во что нужно инвестировать, подготовить и вложиться в современные издательские системы, в маркетинг, а уже только потом, в самом-самом конце заставлять печатных журналистов учиться снимать на видео и писать в блогах. Если после всех расчетов нужно будет именно это.

- Во многих странах, например в Израиле, бесплатная пресса конкурирует с серьезными старыми и стоящими денег изданиями. Почему так печальна судьба украинской бесплатной прессы?
- Создание качественной бесплатной газеты, способной зарабатывать деньги стоит дорого. Это полноценная редакция с эксклюзивной информацией.  Бесплатность ее распространения не значит, что она не должна быть интересной. Рекламодатель готов платить за отдачу от рекламы, а ее можно получить, только заставив читателя читать газету.

Кайф бесплатки заключается в том, что она может быть абсолютно локальной, хоть по микрорайону. Это делала «Газета по-киевски», только, к сожалению, не справилась с контентом. Вот, я живущий на улице Овручская сажусь и думаю: «что могло бы быть интересно для жителей улицы Овручская?». Что интересно мне? Мне важно отсутствие  забора от этого места до этого. Это тема. Я должен об этом писать и не в виде вопроса «Доколе?!». Нет, я пойду в ЖЕК. Я пойду в райадминистрацию.   Я прочитаю на сайте Киевсовета, что на ремонт подъездов и околодомовых участков в Шевченковском районе (условно) выделено 10 миллионов долларов. И я найду документы, где будет написано на какой подъезд, какого дома и сколько выделено денег и на что конкретно. А я обязательно должен их найти, потому что они есть и должны быть публичными. И газета будет разорвана читателями на куски. Всем будет интересно.

И тогда жильцы придут в ЖЕК и спросят, а где же эти 15 тысяч гривен? Что-то я не видел этой голубой красочки 500 литров!  Давайте-ка обсудим! А там и прокуратура подтянется, если исчезла голубая красочка.В такой способ работы нужно инвестировать. Но именно тогда к тебе пойдут рекламодатели. Потому что тебя читают. Банальные вещи я рассказываю, но в Украине так никто не делает.
В этом смысле, страна готова к приходу успешной локальной прессы. Даже более чем. Готовы ли медиа-инвесторы?

- Ну, так какие стоит сделать выводы?
- Подведем итог.  Газеты выживут?  Как бумага, нет. Журналы проживут значительно дольше. Эксклюзивные, нишевые. Это те, которые человек купил, на полочку положил, гостям дал почитать. Понятно, что потом все это выбрасывается, но будущее за изданиями с очень четко продуманным, таргетированным, точным пониманием аудитории, контентом.  

- Бизнес-издания выживут?
 - Есть три типа изданий. Ежедневные, еженедельники и ежемесячные, например, «Форбс». Если говорить о «Форбсе», то у него большое будущее. Он не о бизнесе, а о бизнесменах, а они про себя очень любят.  Это другое. Еженедельники не очень нужны – доказано тиражами. Ну, и Украина пока не заслуживает ежедневного бизнес-издания. Просто потому, что в стране нет ежедневной биржи, на которой играют люди.

- А у самой профессии есть будущее?
- Чем ценна газета на бумаге? Газета – «замкнутый сайт». Интернет – открытая система. Это значит либо что ты, как читатель, должен потратить время и найти то, что тебе интересно, либо сконцентрироваться на медиа, которому ты по какой-то причине доверился.   
У редакций будущее есть, если они смогут создавать качественный контент. И они должны суметь создать замкнутую систему – эксклюзив отбора материала превращается в самую востребованную вещь. Например, хорошую статью в ЖЖ прочитало 500 человек, а ты обращаешься к аудитории в 300 тысяч. Звонишь автору статьи, спрашиваешь разрешения перепечатать. И получаешь сотни тысяч людей, которые будут довольны, что ты из всего мусора в сети нашел ему ЭТО. Генерация собственного контента не отменяется. Об этом я выше говорил.

- Не жалко, что уйдет газетная бумага, как носитель информации?
- Я не волнуюсь за целлюлозно-бумажную промышленность, если она накроется, то лесов больше останется.  А вот за работу журналистскую и редакторскую я волнуюсь. Тут есть проблемы.
Ко мне приходят студенты на практику. Они не виноваты, но работать сегодня в таких СМИ, о которых я говорил, они не способны. Им преподают прошлый век, а то, что они видят на практике – еще хуже. И это проблема больше, чем будут ли жить бумажные СМИ.

МедиаБизнес




Коментарі

Додати коментар