|
|||||||||||
Партнери УАВПП |
19 травня 2008
Все газеты мира представляет музей журналистики в ВашингтонеМеждународная правозащитная организация Freedom House в конце апреля представила очередной отчет, посвященный свободе прессы в 195 странах мира. С прошлого года произошли изменения: например, Египет из страны, где независимой прессы не существует, превратился в страну с «частичными ограничениями», а Нигерия, наоборот, стала полностью несвободной. России изменения не коснулись: Freedom House по-прежнему считает, что свободы прессы у нас нет. Трибуной для доклада стал Newseum — интерактивный музей журналистики, грандиозный медийный диснейленд, месяц назад открывшийся в Вашингтоне. Восемь крупнейших — и конкурирующих друг с другом — американских медиакорпораций выделили на строительство здания музея $122 млн (стоимость всего проекта — $450 млн). Стеклянная громада Newseum, вдоль и поперек изрезанная стальными пластинами-бритвами, стоит на пересечении Шестой улицы и Пенсильвания-авеню, идущей от Капитолия к Белому дому. На семи этажах — 26 галерей, 15 кинотеатров, две телестудии, 130 интерактивных рубок. Это гигантская трехмерная газета, символ независимости четвертой власти. На розовеющем мраморном листе, что развернулся практически во весь фасад, начертаны сорок пять слов первой поправки к Конституции США. Сквозь стекло с улицы видны некоторые экспонаты — например, висящий в атриуме вертолет телевизионщиков. У стендов стоят люди, читающие первые полосы газет, которые меняют каждый день в шесть утра. На седьмом этаже — передовицы газет со всего мира, как известных, так и не очень. Россию представляют издания самого разного калибра: от «Ведомостей» до «Челябинского рабочего» (каждый день — новая газета). В этой галерее можно простоять несколько часов, сравнивая, как освещают одно и то же международное событие разные газеты. Целый раздел посвящен событиям 11 сентября 2001 года. Главный экспонат «Галереи 9/11» — нижняя часть антенны, упавшей с северной башни Всемирного торгового центра. При виде этой ржавой скрученной конструкции бросает в дрожь. Ощущения усиливают передовицы газет от 12 сентября: «Армагеддон» («Известия»), «Негодяи!» (The Examiner). В соседнем кинотеатрике показывают репортажи с места событий и воспоминания очевидцев. Впечатляет история смерти манхэттенского фотографа Билла Биггарта, рассказанная его супругой: когда самолет врезался в северную башню ВТЦ, Билл гулял с собакой в даунтауне. Он побежал домой за фотоаппаратом, обещал вернуться через двадцать минут, но погиб под обломками. Вот на стенде его фотографии, сделанные за секунды до смерти. Чудом уцелели фотоаппарат, мобильный телефон, наручные четки, смятый рулон фотопленки, очки, обуглившееся удостоверение прессы. «Лишь полицейские, пожарные и репортеры бегут навстречу беде, а не прочь от нее», - сообщает цитата на стене. Можно посмотреть 20-минутный стереофильм о великих американских журналистах в огромном 4D-кинотеатре. Печатные станки разворачиваются перед вами как американские горки, приходится уворачиваться от истребителей из истории про военного корреспондента Эдварда Марроу, сиденья ходят ходуном, реагируя на сюжет, периодически непонятно откуда в лицо брызжет вода, и расставаться с отважной журналисткой Нелли Блай, под видом полоумной просочившейся в сумасшедший дом, к концу фильма уже совершенно не хочется. На втором этаже находится специальная зона с телекамерами, где можно попробовать себя в роли корреспондента, считав новости с бегущей строки телесуфлера. Улыбчивые дамы-операторы записывают ваше выступление и сообщают номер, с помощью которого дома можно скачать ролик из интернета. Потом можно будет гордиться собой, разыгрывать наивных друзей или, открыв в себе новый талант, искать работу в журналистике. Фрагмент Берлинской стены на первом этаже, по задумке кураторов музея, должен быть одним из кульминационных моментов выставки. С западной стороны стена расписана граффити и лозунгами типа «Действуй!», а восточная сторона мертвенно бледна. В качестве «хеппи-энда» — фотографии студентов, танцующих на Берлинской стене перед тем, как ее снесли. За углом находится «музей» В. И. Ленина. Главный экспонат — обезглавленная статуя Ильича, решительно отвергнутая жителями иранского Тебриза в 1990 году, еще до того как скульптор Чаркин успел завершить работу. Плюс пара фотографий бронзового Ленина с металлической петлей на шее — материальные доказательства народных репрессий против бывшего вождя. По соседству разместилась выставка американского комикса: от первых зарисовок иллюстраторов пулитцеровских газет до популярного кота Гарфилда. Комикс всегда помогал американским издателям продавать тиражи. Стоило газете The Chicago Daily Tribune сделать в 1925 году комикс про сироту Анечку, и на редакцию обрушился шквал звонков. А когда в 1941 году героиня известного комикса танцовщица Янга Блонди родила ребенка, полмиллиона читателей придумывали ему имя, засыпая редакцию письмами. В музее нашлось место и для детских компьютерных игр. В одной из них главный герой бежит марафон за свободу слова. Каждый раз, правильно отвечая на вопрос типа «Может ли школьный учитель подвергнуть цензуре ваш виртуальный дневник?» (верный ответ: «не может»), вы обгоняете соперника — эдакого противного дядьку с большими усами. Всего в коллекции музея 6124 экспоната, 35 000 газетных передовиц, 3800 видео- и фотоизображений, 28 записных книжек известных журналистов. Напоследок можно зайти в ресторан Вольфганга Пака The Source на первом этаже музея. Особенно здесь хороши десерты — тарталетки с лимоном и голубикой, пожалуй, лучшие в Вашингтоне. Жаль, что знаменитый шеф-повар не стал обыгрывать тематику музея в названиях блюд, а то забавно было бы отведать фазана «Летучка» и запить его двойным «Дедлайном» или «Таблоидом» с водкой. Александр Золотарев Источник: Ведомости. Пятница КоментаріДодати коментар |
В музее журналистики в Вашингтоне показывают четырехмерное кино, Ленина с петлей на шее и старые комиксы