На семинаре, организованном Институтом региональной прессы, он рассказал как об особенностях политической рекламы в США, так и о перспективах развития СМИ в нашей стране.
Естественно, что разговор начался с обсуждения результатов выборов, состоявшихся 11 марта. По мнению Даррелла Уэста, то, что проголосовала треть избирателей — неплохой показатель. В Америке в подобных выборах принимает участие также 30–40% населения, имеющего право голоса. "Это объясняется тем, что в Соединенных Штатах, так же как и в России, большой процент граждан довольно скептически относится к подобным событиям", — отметил г-н Уэст. Преодолеть этот скепсис политтехнологи стремятся с помощью удачной предвыборной кампании.
Некий перелом в стратегии политической борьбы произошел в Америке на президентских выборах 2004 года. Тогда было потрачено на агитацию около миллиарда долларов. При этом критике другого кандидата было посвящено около 80% телевизионной рекламы. Благодаря богатой фантазии членов предвыборного штаба Буша-младшего Джон Кэрри предстал перед избирателями в образе серфингиста, который мчится по волнам туда, куда дует ветер. "Так он подходит и к политике", — звучал голос Буша.
Чтобы за 30 секунд (стандартное время телевизионного ролика) успеть донести послание к избирателю, в рекламе используются кодовые слова. Для республиканцев это — "либерал". Они настолько трансформировали значение этого слова, что если раньше с либералами ассоциировалась терпимость и лояльность взглядов, то теперь — расточительность и высокие налоги.
На политической рекламе отразились и события 11 сентября. Так в одном из роликов Джорджа Буша были показаны кадры атаки на башни-близнецы.
— Джордж Буш в своей рекламе делал акцент на то, что у США должна быть агрессивная внешняя политика, чтобы иметь возможность противостоять терроризму, — рассказывает Даррелл Уэст. — То, что политическая реклама обращалась к примитивному человеческому страху, привело к победе Буша. Тогда большинство избирателей хотело видеть во главе государства сильного лидера.
По мнению американского политолога, война в Ираке негативно повлияла на имидж Буша-младшего. В глазах общественности сегодня он выглядит не как лидер-завоеватель, а как человек, не умеющий признавать за собой ошибки. "В обществе появилась усталость от Буша", — добавил г-н Уэст. На следующих президентских выборах хорошие шансы на победу будет иметь кандидат, в политической программе которого будет значиться вывод войск из Ирака. Уникальными в своем роде можно назвать выборы в США в 2008 году. Если взять во внимание уже сделанные заявления политиков о желании баллотироваться на пост президента, то главой Соединенных Штатов в скором времени может стать женщина, афроамериканец, латиноамериканец или мормон. Как считает Даррелл Уэст, главная борьба все-таки развернется между Хиллари Клинтон и Бараком Обамой. Результат этой схватки будет зависеть от того, на кого сделают ставку: на опытного кандидата или на новое лицо.
Как отметил Уэст, все большее значение в предвыборной борьбе играет интернет. Не случайно о желании выдвинуть свою кандидатуру на пост президента г-жа Клинтон заявила не в телеэфире, а в видеообращении на своем официальном сайте. Блоги, как островки гражданской журналистики, помогают создать наиболее полную картину происходящего. Подчас непрофессиональные журналисты обращают внимание на нюансы, которых не видят представители официальных СМИ. Так, один наблюдательный американец заметил странность в ролике Джорджа Буша. В толпе, столь радостно приветствующей президента, он увидел много повторяющихся лиц. Как оказалось, не обошлось без монтажа... Этот случай получил широкую огласку в обществе. Как следствие — предвыборный штаб Буша был вынужден отказаться от подобной рекламы.
— В Америке важную роль в период выборов играют журналистские расследования, — рассказывает Даррелл Уэст. — Читатели ждут, что СМИ помогут разобраться в том, что происходит в стране. В России, насколько я знаю, другая картина. По-моему мнению, главная проблема в том, что журналистам трудно выполнять свою работу. Но такая ситуация не будет длиться вечно.
Избавление от государственного контроля над прессой придет вместе с экономическим кризисом, считает Уэст. А кризис обязательно будет… Как только произойдет обвал цен на нефть и прекратится рост ВВП, Кремль тут же потеряет свою власть над СМИ, активизируется оппозиция и появится настоящая свобода слова. Таковы, по мнению Уэста, самые "оптимистичные" перспективы развития российской журналистики.
Мария Соколова