Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


27 березня 2007

«Современный журналист. Общество и СМИ». On-line конференция главного редактора журнала «Огонёк» Виктора Лошака

Facebook Twitter LiveJournal

22 марта, в четверг, на сайте проекта "Медиакратия" прошла on-line конференция главного редактора журнала "Огонёк" Виктора Лошака. Существует ли универсальный рецепт выстраивания отношений власти, СМИ и общества в России? Нужно ли сомневающемуся человеку быть журналистом? Каково будущее издательского бизнеса? Чем сегодня можно заинтересовать читателя, зрителя, слушателя?

 

 

Сергацкова Екатерина, Волгоград, "Московский комсомолец" в Волгограде":
- Здравствуйте! "Огонек" за последнее десятилетие сильно изменился, это заметили многие. Скажите, изменения происходили сами собой, или же "искусственным путем"? Не могли бы Вы рассказать о том, как работает ваша корреспондентская сеть? Очень интересно. Что является главным критерием при отборе материалов? Какие темы и проблемы стоят в списке самых актуальных для вашей редакции? Известно, что в последнее время связь между читателем и СМИ сильно ослабла по сравнению с советским периодом. Как вы решаете эту проблему? Какие способы обратной связи используете? Спасибо.

Виктор Лошак:
-
Данный вопрос настолько объемен, что можно провести конференцию гораздо более длительную, чем сегодняшнюю. За 108 лет "Огонек" действительно очень сильно менялся. Если речь идет о последних изменениях, то мы осознаем определенную ответственность перед читателем, поскольку "Огонек" несколько сбили с толку в силу смены владельцев, что приводило к изменениям в концепции журнала. Надеюсь, что нынешняя концепция сохранится надолго. Так что сегодня "Огонек" - это журнал больше социальный, чем политический, адресованный всей России, интересующийся всем, что происходит в границах нашей страны, то есть мы восстанавливаем историческое значение "Огонька" как национального бренда. Журнал широко иллюстрирован, и, возможно, нам легче, чем другим изданиям, поскольку в архиве "Огонька" - вся история страны с конца XIX века по сегодняшний день. На одной из первых планерок, обсуждавшей юбилей революции 1905 года, один из сотрудников сказал: "Надо посмотреть, что мы об этом писали". Я сначала подумал, что это - шутка, но потом понял, что это - просто "Огонек".

Сегодня "Огонек" - это журнал, где престижным считают печататься лучшие литературные силы страны - Михаил Жванецкий, Василий Аксенов, Сергей Лукьяненко. Я считаю, что новая концепция журнала удалась, потому что только подписной тираж вырос за последние полгода в четыре раза.

Что касается связи с читателями, то ее форма очень сильно изменилась как в "Огоньке", так и у всех наших коллег - бумажных изданий: единицы писем и сотни откликов через Интернет. Разве это по сути своей не письмо? Когда-то я работал в газете "Известия", где этаж здания занимал отдел писем. Писали так много, что у каждой области, у каждой республики было несколько своих учетчиков писем; была и область-рекордсмен - Одесская. Эти времена никогда не вернуть. К счастью. 

Ольга Губина, Воронеж:
- А существует ли универсальный рецепт взаимоотношений журналистики и бизнеса? Или - шире - СМИ и тех, от кого они "кормятся"? Возьмем печатные СМИ. Реклама - чаще всего единственный источник их дохода (не беру в расчет "карманные" газеты мэров и губернаторов, речь - о "независимых"). Часто интересные, острые тексты в газете снимаются по причине отсутствия места - все забито рекламой. Часто их написание просто не приветствуется. Критика власти, яркий криминал - это считается "плохо", потому, что "рекламодатель не пойдет". Вот так газеты и превращаются в рекламно-справочные листки, состоящие из макетов (либо заказухи) и сладеньких соплей - "позитива под рекламу". На журналистику все уже давно "забили". Это - замкнутый круг? Может ли быть по-другому? И как?

Виктор Лошак:
- В переходный период жизни страны наша журналистика также парадоксальна и разнообразна, как и любой другой сектор рынка. Но то, что ее оздоровление, как и экономическое, так и в сфере "издатель-редактор-журналист", происходит - это безусловно. Здесь позитивную роль сыграл приход на российский рынок западных издателей с их отработанными отношениями. Но, отвечая на Ваш вопрос, я не могу не припомнить одну откровенную беседу, состоявшуюся несколько лет назад с владельцем и издателем "Нью-Йорк Таймс" Артуром Сульцбергером. Когда мы подошли к теме, которая Вас волнует, он сказал: "Мы должны понимать, что в мире нет изданий, готовых выступать против своих издателей и рекламодателей".

А как оздоровить ситуацию? Если говорить конкретно, то я бы начинал с документов - устава редакции, более четко и подробно прописанного контракта между журналистами и владельцем. На Западе и кое-где у нас существуют подобные документы, включающие в себя тематические направления от регламента одежды до неразглашения информации. Мы должны смотреть на подобные вещи как на итог практики в правовом государстве. 

Беломестнова Юлия, г. Хабаровск , газета "Амурский меридиан":
- На Ваш взгляд, чем современная российская журналистика отличается от западной? Какие новые тенденции появились у них и у нас? Как в других странах строятся взаимоотношения власти и СМИ?

Виктор Лошак:
- Дистанция между властью и СМИ на Западе гораздо больше, чем у нас. Управление СМИ "в ручном режиме" грозит чиновнику отставкой. Для себя я называю это санитарной зоной, и она должна соблюдаться даже между журналистом и главным редактором. Что касается западных стандартов журналистики, то они ничуть не лучше и не хуже наших. По сути дела, рецепт успеха в нашей профессии - это арифметика: количество эксклюзива на объем газетно-журнальной площади или на единицу времени вещания. У кого эксклюзива больше, тот и выигрывает. При этом, под эксклюзивом я понимаю не только информацию, но и свежую парадоксальную мысль, и фотографию, которой нет ни у кого, кроме нас.

Елена Губанова,"МК" в Чебоксарах", Чувашия:
- Чем сегодня можно заинтересовать общество, помимо криминала, президента и катастроф?

Виктор Лошак:
- Качественной журналистикой, честностью, отсутствием "хинштейновщины", хотя и криминал, и президент, и катастрофы тоже заслуживают внимания.

Елена Воробьева, "Иваново-Пресс":
- Сегодня русская журналистика еще обладает свойственной ей когда-то чертой – просветительством? Оцените политические процессы, которые происходят в современной России. Куда несется Русь-тройка? Какие издания (телеканалы, отдельные журналисты) на настоящий момент отстаивают наиболее объективную и реалистичную точку зрения на политическую ситуацию?

Виктор Лошак:
- Я считаю, что факт просвещает больше, чем его толкование. Может быть, эта уверенность во мне исходит от того, что начинал я репортером. Поэтому просветительство если и должно быть, то на фундаменте фактов. А что касается эффективности и реализма СМИ, то примеров таких много, и толкуя о них, можно занять все наше интернет-время. Я - плохой комментатор телепрограмм хотя бы просто потому, что мало успеваю их смотреть, но мне представляется, что телеканал "Культура" является примером современного неангажированного просветительства. Не обижайтесь, что не буду комментировать позицию журналов и газет, ведь мы - конкуренты, и взгляд мой субъективен.

Наталья Баженова, г. Ярославль. газета "Городские новости":
- Виктор Григорьевич! Какими качествами должен обладать, по Вашему мнению, современный журналист? Почему? Как Вы считаете, существует и действует ли сегодня понятие "журналистская этика"?

Виктор Лошак:
- Нужно специализироваться. Российским журналистам катастрофически недостает знаний. На рынке толковый экономический журналист стоит столько же, сколько стоят три репортера. Почему-то финансисты, юристы и врачи постоянно повышают квалификацию, учатся, берут какие-то дополнительные курсы, а журналистов это правило жизни, в большинстве своем, не касается. Человек, грамотно сложивший два сложноподчиненных предложения, считает себя покорителем мира, кандидатом в пулицеровские лауреаты, но ведь со временем и ему самому, и читателю будет видно, что знаний не хватает. Что нельзя поехать в командировку, не взявшись за тему. Что журналист не читал книг, не изучал своих героев, не имеет представления о бизнесе или науке, о которой взялся писать. Верхоглядство - тяжелая болезнь нашей журналистики.

<...>

Виктория Иванова, Центр деловой информации, Псков:
- Как, на Ваш взгляд, сделать региональное СМИ успешным, цитируемым и прибыльным? Каков должен быть объем инвестиций в региональное издание? Каким должно быть соотношение рекламных и аналитических (новостных) материалов? Ваш вариант успешного продвижения регионального издания.

Виктор Лошак:
- Я не могу дать разложенного по полочкам прогноза. Но когда-то я сам работал в очень успешной местной газете. Объективно препарированная местная информация, выявление местных лидеров общественного мнения, борьба за близкие социальные интересы жителей - наверно, секрет кроется в этом. О пропорции с рекламой стоит говорить тогда, когда она придет, а для этого журналистам нужно сделать много, и очень много.

Кошелева Ольга, Оренбург, газета "Южный Урал":
- Как повысить действенность СМИ?

Виктор Лошак:
- По престижу СМИ, по уважению к их мнению был нанесен колоссальный удар в начале 1990-х годов, ведь тогда информационные войны и возможность покупать журналистов оптом и в розницу, возможность найти за деньги поддержку любой бредовой идеи, буквально отвернули общество от журналистики. Завоевывать авторитет, как известно, всегда сложнее, чем его терять. Но, собственно, мы и работаем не для того, чтобы кого-то сняли или уволили, или принимали указы о наведении порядка. Мы информируем общество, влияем на общественное мнение, и это уже очень много. Никому, поверьте, не хочется выглядеть в критическом свете. Пусть Вы своей статьей или телепередачей не посадили коррупционеров в тюрьму, но он, в любом случае, поднимает воротник и отворачивается от Вашей камеры. Вы создаете общественный свет, и он его боится. И это - немало.

Сухарев Евгений, Ставропольский край, газета "Ставропольская правда":
- На Ваш взгляд, в чем должен выражаться патриотизм журналиста и редактора? И готовы ли Вы поступиться объективностью в подаче материала (речь не идет об откровенном искажении информации, а скорее о замалчивании отдельных деталей и иной расстановке акцентов в публикации) в интересах нашего государства, чтобы не пострадал его имидж?

Виктор Лошак:
- Мой рецепт патриотизма прост: нужно сделать все, чтобы каждый человек был информирован и счастлив. Возможно, сообщество счастливых и образует неплохое государство, но это уже - не мой вопрос. Надо ли думать о своей стране (подчеркну стране, а не государстве), когда пишешь? У меня сомнений в этом не возникает, но тут уже скорее речь идет не о замалчивании фактов, а о том, c какой мыслью вы эти факты приносите.

Алексей Громский, Новые Хроники, Великий Новгород:
- Все мы, думаю, помним время, когда политические материалы в "Огоньке" пользовались по настоящему массовой популярностью. Сегодня же, напротив, кажется, что чтение серьезных политических и экономических журналов привлекает лишь небольшую часть населения страны. Должен ли журналист, работающий в жанре серьезной политической аналитики и публицистики, стремиться к более массовому интересу к данной теме?

Виктор Лошак:
- Так сложилась моя жизнь, что в течение десяти лет я был главным редактором "Московских новостей" (после времен перестройки Егора Яковлева), потом возглавил "Огонек", который в те же годы был, как и "Новости", ледоколом перестройки, на борту которого было написано "Коротич". Из-за этого нет такой аудитории, где бы мне не задали вопрос: "Но вот тогда "Московские новости" и "Огонек" так разоблачали, так писали! Не то, что сейчас..." Хотел бы объяснить главный парадокс того времени: ЦК КПСС финансировало труд своих могильщиков, и в данном отношении это были удивительные и единственные в истории нашей страны годы. Думаю, что больше такого не повторится. Конечно, я мог бы Вам сказать, что внимание к политическим и экономическим материалам зависит прежде всего от их качества. Но остановлюсь на другом вопросе, более сложном. Потребление таких материалов читателем во многом зависит от того, как режиссируется издание. Вал информации, конкуренция с интернетом и телевидением заставляют искать такие ходы и объемы, которые приемлемы не столько для самовыражающегося журналиста, сколько для испытывающего дефицит времени читателя.

Нам с Вами, Алексей, не уйти от простой цифры: сегодня в России средний читатель тратит на бумажную продукцию (газеты, журналы) 18 минут в день. Вся наша с вами конкуренция заключается в том, чтобы втиснуться в эти минуты. Поэтому "Огонек", например, является примером сдержанного интертеймент. Да, развлекать, да, иллюстрировать, но при этом продать и более серьезную политическую и мировоззренческую информацию. По серьезному политическому поводу можно опубликовать тяжелую большую статью, а можно, как мы и практикуем, - фельетон в стихах Дмитрия Быкова на полстранички.

Алёшина Нина, Волгоградская область, "КоммерсантЪ в Волгограде":
- У журнала "Огонек" очень интересная история. Чем, на Ваш взгляд, характеризуется современный этап развития журнала? И как, в связи с этим, в рамках журнала строятся отношения власть-СМИ-общество?

Виктор Лошак:
- Почти 30 лет "Огонек", которым руководил редактор Сафронов, не просто обслуживал власть, а жил по принципу "что начальство не любит - мы ненавидим". И это тоже - история "Огонька". И мы ее помним. И делаем все, чтобы между нами и властью были нормальные рабочие отношения. Мы - не отмороженные оппозиционеры с истерикой на тему "банду Путина под суд", но и не те, кем можно управлять из кабинета. Как главный редактор, я делаю все, чтобы создать ту самую "санитарную зону", о которой мы говорили выше, между властью и журналистским коллективом. Но это - уже невидимая читателю работа.

Источник:  Медиакратия




Коментарі

Додати коментар