Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


30 березня 2009

Интернет-издания угодили под закон. Поставлена точка в долгих спорах о том, как будут закрывать строптивые СМИ

Facebook Twitter LiveJournal

Со следующего года российские СМИ будут жить по новому закону. Рабочая группа нижней палаты парламента, специально созданная для обновления действующего законодательства, подготовила соответствующий проект

В ближайшее время он будет внесен в Госдуму. Новации документа: включение в перечень СМИ сетевых ресурсов и предостережение от пропаганды терроризма и экстремистской деятельности. Отдельные положения законопроекта переплетаются с пользующимся сомнительной репутацией законопроектом «Об инсайде».

Депутаты Госдумы закончили работу над проектом нового закона «О средствах массовой информации». Подготовкой документа занималась специально созданная для этого прошлой весной рабочая группа под руководством вице-спикера Олега Морозова.

В распоряжении «НГ» оказалась рабочая версия документа, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Срок его вступления в силу – 1 января 2010 года.

Процесс разработки нового документа, как неоднократно писала «НГ», сопровождался весьма бурными и затяжными спорами. Но все его участники сходились во мнении, что менять действующий закон о СМИ необходимо, так как он устарел и не соответствует реалиям современности. Среди основных аргументов приводился тот факт, что с развитием интернета широкое распространение получили сетевые СМИ, а действующий закон, принятый в начале 90-х годов прошлого века, такого понятия, как «сетевое СМИ», не знал. Неведома была старому закону и угроза терроризма и экстремизма.

В новом законе было решено эти новации и вызовы учесть. В частности, в перечень СМИ теперь включено сетевое средство массовой информации. Этот термин обозначает зарегистрированное СМИ, имеющее постоянное название, сетевой адрес и обновляемое не реже одного раза в год. Его продукция доводится до всеобщего сведения по информационно-телекоммуникационным сетям таким образом, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору. Впрочем, собственник информационного ресурса, размещенного в сети, вправе не предоставлять его на регистрацию в качестве сетевого СМИ. В этом случае на такой ресурс и его владельца не распространяются правила, установленные новым законом.

Отдельное внимание в законопроекте уделено пропаганде терроризма и экстремизма. СМИ, замеченное в причастности к пропаганде экстремизма, должно быть закрыто по решению суда. Суд вправе принять такое решение при наличии не менее одного письменного предупреждения регистрирующего органа, вынесенного не ранее чем за 12 месяцев до обращения регистрирующего органа в суд.

Таким образом, поставлена точка в долгих спорах о том, как будут закрывать строптивые СМИ: если законопроект примут в нынешнем виде, суду для этого потребуется всего одно предупреждение.

Закон также дополнен статьей, в которой изложены правила, как надо освещать контртеррористические операции. К примеру, СМИ не должны распространять сведения, преднамеренно дезориентирующие население, оказавшееся в зоне проведения контртеррористической операции, раскрывающие специальные технические и тактические приемы ведения контртеррористической операции, содержащие сведения об участниках операции и затрагивающие частную жизнь людей, оказавшихся в зоне проведения операции. В законе прописаны и особые условия работы журналиста в зоне проведения контртеррористической операции и военных действий.

Распространение продукции СМИ согласно законопроекту является социально значимой услугой. «Воспрепятствование распространению информации со стороны граждан, общественных объединений, должностных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления не допускается», – говорится в нем. Законопроект накладывает на органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации обязанность предоставлять СМИ интересующую граждан информацию. В то же время в документе содержится существенная оговорка о том, что эти правила распространяются на информацию о деятельности коммерческих организаций только в той части, в какой данная информация затрагивает общественные интересы и не может быть предметом коммерческой тайны. Стоит заметить, что это положение напрямую перекликается с наделавшим недавно много шума законопроектом об инсайде.

Между тем в законе не определено – какой род информации следует считать общественно значимым, а какой – коммерческой тайной. К примеру, чиновники могут отказаться комментировать градостроительные планы, поскольку они затрагивают интересы частных компаний...

Содержится в новом законе и отсыл на принятый весной прошлого года Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Иностранные инвесторы, желающие вкладывать средства в телевизионные и радиовещательные российские СМИ, охватывающие вещанием более половины жителей страны, должны действовать согласно положениям закона об иностранных инвестициях, то есть получить разрешение на инвестиции в соответствующих органах госвласти.

Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов в беседе с «НГ» отметил, что преимущества этого законопроекта состоят в том, что он приведен в соответствие с Конституцией, действующими федеральными законами и кодексами: «В нем прописано много немаловажных деталей, которые позволят закону работать лучше». Федотов рассказал, что рабочая группа отправила законопроект на согласование в Агентство по печати и массовым коммуникациям и администрацию президента. «Ведомство высказало свои претензии, но они концептуально законопроект не меняют. Мы уже внесли необходимые правки. Правда, их качество таково, что их вполне можно было бы вносить на этапе второго чтения».

Федотов опасается, что с Кремлем законопроект будет согласовать сложнее: «Пока администрация президента его не одобрит, ни о каком внесении в Госдуму не может быть и речи». Во всяком случае, из Кремля еще реакции на законопроект не последовало. В связи с этим Федотов сомневается, что законопроект будет внесен в парламент в апреле, как ожидалось ранее, и ему будет обеспечено легкое прохождение в Госдуме. «Если бы в нем были прописаны более жесткие рамки ответственности за распространение информации, Дума приняла бы его за две недели. Но там лишь содержится уточнение вопросов ответственности СМИ и гарантии свободы распространения информации», – отметил Федотов.

 

Выдержки из проекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

2. В статье 2:

Абзац второй изложить в следующей редакции:

«под массовой информацией понимаются предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, ауди-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (сведения и мнение)»;

Абзац третий изложить в следующей редакции:

«под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, телеканал, сетевое средство массовой информации, иная форма периодического распространения массовой информации»;

Абзац пятый изложить в следующей редакции:

«под радио-, телеканалом понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (радио- и телепередач), имеющая постоянное название и выходящая в свет не реже одного раза в год»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«под сетевым средством массовой информации понимается зарегистрированное в соответствии с настоящим Законом, имеющее постоянное название, сетевой адрес и обновляемое не реже одного раза в год средство массовой информации, продукция которого доводится до всеобщего сведения по информационно-телекоммуникационным сетям таким образом, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору».

4. В статье 4:

Часть первую изложить в следующей редакции:

«Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для пропаганды терроризма, подстрекательства к террористическому акту, осуществления иной экстремистской деятельности, а также для пропаганды незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов, их незаконной рекламы, незаконного распространения порнографических материалов, пропаганды идей насилия и жестокости, иных человеконенавистнических идей»;

Часть вторую изложить в следующей редакции:

«Запрещается использование в радио- и телеканалах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей»;

Часть третью изложить в следующей редакции:

«Запрещается распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года

№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена».

«Статья 38.1. Информирование о противодействии терроризму

При проведении контртеррористической операции ее руководитель обязан лично либо через определенного им представителя оперативного штаба обеспечить оперативное и объективное информирование журналистов о террористической акции и контртеррористической операции.

Распространяемые средствами массовой информации сообщения и материалы не должны содержать сведения:

1) преднамеренно дезориентирующие население или способные нанести вред правам и законным интересам граждан, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции и подвергающихся опасности;

2) способные затруднить пресечение террористической акции без применения силы или создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции;

3) раскрывающие специальные (конфиденциальные) технические и тактические приемы проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил;

4) содержащие персональные данные о сотрудниках специальных подразделений и членах оперативного штаба, за исключением руководителя операции и представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с журналистами, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции, если они не дали согласия на распространение такой информации; затрагивающих частную жизнь людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции, если они не дали согласия на распространение такой информации».

Элина Билевская, Независимая газета


 




Коментарі

Додати коментар