22 жовтня 2008
Газета выйдет с двумя предупреждениями
Вердикт вынесла судья Нина Антоневич, в течения года изучавшая аргументы сторон о том, являются ли статьи, за которые «Новый Петербург» получил два предупреждения Росохранкультуры, действительно экстремистскими. В итоге она сочла более весомыми аргументы адвокатов издания.
Вердикт был вынесен после рассмотрения лингвистической экспертизы текстов. Как пояснил «Газете.Ru» адвокат газеты Андрей Ковалев, «на суде мы не стали концентрировать внимание на датах, а сосредоточились на результатах экспертизы». «Выяснилось, что ее производила частная фирма – ООО «Северо-Западная судебная экспертиза». Психолингвист, который изучал наши тексты, заявил, что содержание статей носит экстремистский характер, поскольку они провоцируют читателя на агрессивные действия по отношению к определенной социальной или национальной группе. Но откуда это может быть известно, кто на что провоцирует? Только из результатов соцопросов. А они не проводились», – сказал адвокат. Также выяснилось, что эксперт списал часть своего выступления из монографии известного ученого Горбаневского, а сам эту монографию толком не читал. «Мы также упирали, что журналист имеет право высказывать свое частное мнение – это ему гарантирует 10-я статья Европейской конвенции по правам человека», – сказал Ковалев.
Заместитель главного редактора «Нового Петербурга» Николай Андрущенко так отреагировал на результат годичной тяжбы: «Я считаю, что решение судьи Антоневич – акт гражданского мужества».
Росохранкультура раздумывает, оспаривать ли решение петербургского суда в Верховном суде. «Новый Петербург» имеет неоднозначную репутацию издания, публикующего материалы, к примеру, про «еврейский фашизм». Однако после того, как издание газеты было остановлено при вмешательстве правоохранительных органов, за нее вступились журналисты – даже те, что считали авторов издания «идейными врагами» – и общественные деятели, писавшие петиции в защиту «Нового Петербурга».
Газету закрыли после двух предупреждений Росохранкультуры. Федеральное ведомство вынесло первое из них за статью Николая Андрущенко «Почему я иду на «Марш несогласных» в номере от 15 ноября 2007 года с фотографией Гарри Каспарова на обложке. Предупреждение появилось, несмотря на то что выпуск так и не попал к читателям. Тираж при неясных обстоятельствах потерялся по дороге к киоскам.
Второе предупреждение, как пояснил «Газете.Ru» автор «Нового Петербурга» и адвокат газеты Андрей Антонов, было вынесено «как-то странно», задним числом – осенью прошлого года за статью Константина Черняева «Вот настоящий кандидат!» с впечатлениями автора о докладе депутата Госдумы генерала Родионова, которая была опубликована еще в июне 2006 года.
После этого, 22 ноября 2007 года, Росохранкультура подала, как требуется по процедуре, иск «о прекращении деятельности газеты» в суд, объявив о приостановке выпуска издания. Были изъяты компьютеры. 24 ноября был взят под стражу 64-летний Андрущенко. Ему предъявлено отдельное обвинение – в клевете на сотрудников городской прокуратуры, председателя жилищного комитета Петербурга Юниса Лукманова и сотрудников этого ведомства, а также распространении экстремистских идей. Пожилому журналисту стало плохо на одном из заседаний. Через шесть месяцев с момента задержания его отпустили под подписку о невыезде. Дело Андрущенко сейчас продолжает вести Дзержинский райсуд.
После сегодняшнего вердикта индивидуальная судьба Андрущенко также может измениться – во всяком случае, так считает он сам. По мнению зама главного редактора «Нового Петербурга», если решение городского суда не будет оспорено, обвинения в экстремизме в его адрес должны отпасть автоматически.
В любом случае «Новый Петербург» сможет снова выйти в свет уже в ближайший четверг, как и все 17 лет до момента своего закрытия. Весь тот год, что ушел на судебное разбирательство, редакция издания выпускала газету «Минуты века» с дизайном, весьма похожим на «Новый Петербург».
Марина Тимофеева (Санкт-Петербург)
Газета.Ru
|
Городской суд Петербурга вынес прецедентное решение по иску Росохранкультуры о закрытии газеты «Новый Петербург», разрешив изданию выходить в свет после двух предупреждений надзирающего органа. Судьи не усмотрели в неоднозначных материалах «Нового Петербурга» признаков экстремизма.