Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


18 липня 2008

СНГ: Свобода слова на постсоветском пространстве

Facebook Twitter LiveJournal

По результатам последнего исследования Международной организации «Репортеры без границ» Россия занимает 144 место в мире по уровню свободы прессы. Не лучше дела обстоят и во многих других странах СНГ.

О ситуации со свободой слова на постсоветском пространстве, а также о нашумевших убийствах журналистов стажер Русской редакции «Голоса Америки» беседовал с программным координатором по Европе и Центральной Азии Комитета защиты журналистов (КЗЖ) Ниной Огняновой.

Максим Москальков: На днях Комитет защиты журналистов сделал заявление в связи с четвертой годовщиной убийства главного редактора журнала «Форбс-Россия» Пола Хлебникова. Почему в центре внимания Комитета, да и других правозащитных организаций остаются лишь самые видные фигуры, такие как Хлебников или Политковская? Насколько волнуют Комитет судьбы десятков других журналистов, которые пропали в России без следа или были убиты?  

[insert caption here]
Нина Огнянова
Нина Огнянова: Позвольте мне не согласиться с таким утверждением. Дело Хлебникова получило широкую огласку в США, так как он был американским гражданином. Но базирующийся в Нью-Йорке Комитет защиты журналистов занимается не только делами Хлебникова и Политковской. Несомненно, нас волнуют судьбы других журналистов, которые были убиты в России. А таких, по нашим данным, только с 2000 года насчитывается более десятка.

Что касается дела Пола Хлебникова, то мы убеждены, что расследование затрудняется неэффективностью российской системы правосудия. Мы настаиваем, чтобы российские власти продолжили поиск убийц и призвали их к ответу. Нам очень важно создать прецедент и добиться, чтобы и заказчики, и исполнители убийства Хлебникова были найдены, судимы и понесли наказание. Такой прецедент даст надежду родственникам и коллегам всех пострадавших журналистов.  

М.М.: Какая работа проводится Комитетом в связи с убийством известного киргизского журналиста Алишера Саипова?

Н.О.: Это еще одно преступление, которому мы уделяем много внимания. Мы очень обеспокоены тем, что власти Кыргызстана неоднократно приостанавливали расследование этого дела, несмотря на их обещания довести дело до конца. Отказываясь расследовать это преступление, власти дают понять, что журналисты в Кыргызстане могут быть безнаказанно убиты. КЗЖ продолжает обращаться к властям с требованием возобновить расследование и регулярно сообщать, какие шаги предпринимаются ими.

Почти сразу же после убийства Саипова мы обратились с письмом к президенту Кыргызстана Бакиеву с просьбой немедленно начать независимое расследование. Мы также встретились с послом Кыргызстана в США Замирой Сыдыковой. Она заверила нас, что правительство Киргизстана сделает все возможное, чтобы виновные понесли наказание. В разговоре с ней мы затронули тему Узбекистана, так как считаем, что Узбекистан, возможно, причастен к этому делу.  

М.М.: Пожалуй, наиболее прискорбная ситуации со свободой слова в странах бывшего Союза, да и во всем мире складывается сейчас в Беларуси. Власти творят полный произвол по отношению к независимой прессе. В частности, недавно прошла серия обысков на квартирах журналистов. Насколько остро для Комитета стоит белорусский вопрос?

Н.О.: Беларусь всегда была в центре внимания Комитета защиты журналистов. Недавно мы обратились с официальным письмом к президенту Лукашенко с просьбой наложить вето на очередной законопроект, существенно ограничивающий свободу СМИ в Беларуси. Этот законопроект уже одобрен верхней палатой парламента Беларуси и находится на столе у президента Лукашенко.

Законопроект вызывает большие опасения. Под цензуру подпадает даже интернет. По новому законопроекту при внесении даже незначительных изменений в устав организации, при смене правления или персонала, при изменении названия издания необходимо заново проходить процедуру перерегистрации. Этот даст возможность властям отказывать независимым изданиям в регистрации или перерегистрации при любом удобном случае. Мы считаем, что этот драконовский закон не должен вступать в силу.

ГОЛОС АМЕРИКИ




Коментарі

Додати коментар