Підписка на новини УАВПП

 
Реєстрація
Забули пароль?

Партнери УАВПП

Посольство США Представництво Програми розвитку ООН в Україні Coca-Cola


14 липня 2008

Молдова: Решетников, гроза репортеров. СИБ блокирует аккредитацию иностранной прессы

Facebook Twitter LiveJournal

Служба информации и безопасности (СИБ) в массовом порядке блокирует аккредитацию представителей иностранных средств массовой информацию в Молдове, представляя в министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) секретные "негативные отзывы", составленные по материалам незаконной слежки за журналистами, сообщили "МВ" источники в СИБ, которые в прошлом неоднократно оказывались достоверными.

(Не)аккредитация представителей зарубежной прессы в Молдове приняла такой размах, что этот вопрос был поднят на пресс-конференции, которую провела на этой неделе премьер-министр Зинаида Гречаная. Вопрос был задан в контексте заверений главы правительства о том, что европейская интеграция является абсолютным приоритетом для властей Молдовы, а поддержка свободы прессы - частью усилий по этой самой интеграции. Гречаная выразила искреннее недоумение в связи с тем, что государственные структуры Молдовы блокируют аккредитацию иностранных СМИ в нашей стране и пообещала разобраться с этим вопросом.

Мы не ставим под сомнение искренность главы молдавского правительства, но дело в том, что проблема аккредитации или неаккредитации того или иного журналиста выходит за рамки ее компетенции. Согласно действующему регламенту, утвержденному правительством (постановление N359 от 02.06.95), процедура аккредитации зарубежных СМИ в Молдове возложена на внешнеполитическое ведомство. Однако, кроме МИДЕИ, все поданные журналистские анкеты негласно, и незаконно, проходят еще две инстанции - администрацию президента и СИБ. Именно в одном из этих двух учреждений обычно и блокируется аккредитация журналиста, которого президент Владимир Воронин и его советник Марк Ткачук, либо директор СИБ Артур Решетников считают неблагонадежным. Например, известно, что аккредитацию, как минимум, двух российских репортеров "зарубили" именно на "стадии" Воронин-Ткачук. А ряд других журналистов, по большей части, представляющих румынские и международные СМИ, "затормозили" в СИБ. При этом, никаких официальных объяснений репортерам "рефьюзникам" дано не было. Неофициальные объяснения звучат примерно так: "Старик! Президенту не понравилась заметка, которую ты передал на свое агентство, вот он и велел не давать тебе аккредитацию", или "Вы там критиковали какого-то полковника за то, что он углем торгует, вот этот сибовец вам и отомстил". Подобные "аргументы",
безусловно, отражают ту степень мракобесия, которой пропитаны высшие руководящие инстанции молдавского государства, но они, эти аргументы, являются абсолютно незаконными, не говоря уже о том, что подобные, совершенно дикие, подходы не имеют ничего общего с европейскими представлениями о свободе прессы.

Согласно упомянутому регламенту об аккредитации иностранных журналистов, в этой самой аккредитации им может быть отказано только по решению суда, основанному на веских доказательствах нарушения закона журналистами. Ни в одном из случаев отказа в аккредитации иностранным СМИ не имеется решения суда, и не представлено никаких доказательств нарушения журналистами закона.

МИДЕИ отказавает в аккредитации в случае, если СИБ выдает негативное "заключение" на того или иного журналиста. В чем заключается этот "негатив", кто решил, что это "негатив", почему на его основании отказано в аккредитации, никто объяснить не может, потому что "заключение" СИБ - это документ конфиденциальный, что тоже является нарушением закона.

По утверждению источников "МВ" в СИБ, в "телегах", которые направляет эта спецлужба на журналиста в МИДЕИ, может быть, к примеру, сказано, что "объект" встречается с какими-то сомнительными, по понятиям СИБ, личностями, и это якобы, опять-таки, по понятиям СИБ, может представлять угрозу национальной безопасности. Например, журналисту могут "инкриминировать" то, что он ездил в Тирасполь и встречался с кем-то из представителей приднестровской администрации. Такие действия журналистов, можно предположить, оцениваются, как поддержка антиконституционного сепаратистского режима. При этом СИБ вряд ли может внятно пояснить, к примеру, с кем же все-таки встречался 11 апреля в Бендерах президент Молдовы Владимир Воронин в лице некоего граданина по имени Игорь Смирнов. (В официальном сообщении о той встрече гражданин Смирнов был назван "Главой Приднестровья" - очень напоминает титул "Начальник Чукотки". Сам же Смирнов считает себя президентом ПМР и убежден, что именно в таком качестве он и встречался со своим кишинеувским коллегой).

В служебные обязанности журналистов входят встречи с самыми разными людьми. Если это, по версии СИБ, какие-то "неправильные" люди, с журналистами следует провести соответствующие профилактические беседы и объяснить им, что, например, со Смирновым можно встречаться только Воронину, но никак не прессе. Если, не дай Бог, в факте встреч журналистов с тем или иным человеком содержатся признаки состава преступления (шпионаж, измена родине, терроризм, сексуальные домогательства и т.п.), надо возбудить уголовное дело и посадить журналиста в тюрьму. Ничего этого наш доблестный правонарушительный орган СИБ не делает. В "заключении" службы просто говорится, что имярек был замечен в таких-то и таких-то рандеву, а потому СИБ считает нецелесообразным давать ему аккредитацию. Здесь наблюдается двойное нарушение закона. Во-первых, такими письмами СИБ признает факт слежки за журналистами - насколько такая слежка законна, непонятно. Во-вторых, само такое письмо СИБ в МИДЕИ не является легальным основанием для отказа в аккредитации. Таким основанием может быть только решение судебной инстанции.

Повторимся: мы не ставим под сомнение искренность слов премьер-министра Гречанной о приверженности возглавляемого ею кабинета европейской интеграции и свободе прессы. Но в случае с (не)соблюдением постановления правительства о порядке аккредитации иностранных журналистов глава этого самого правительства ничего поделать не может. Потому что это не ее компетенция. Это более высокий уровень. Уровень Решетникова, Ткачука и Воронина - людей, для которых постановления правительства - не более чем клочок туалетной бумаги. Если эти постановления идут вразрез с понятиями Решетникова-Ткачука-Воронина о политической целесообразности или мешают их мелочному желанию кому-то отомстить, эту бумажку можно использовать "по назначению".

Артур СИТОВ
«Молдавские ведомости»




Коментарі

Додати коментар